Методы воспитания ребенка в семье

Ученые и практики приходят к выводу о том, что ребенок сегодня стал качественно другим. Знания, накопленные о детстве 20-40 лет назад, устарели, а граница начала дошкольного возраста резко снизилась.

Ученые подчеркивают, что для современных дошкольников характерна ранняя интеллектуализация. Их можно охарактеризовать как умные, развитые, эрудированные. Сегодня многие задания, которые ранее успешно применяли для тестирования детей дошкольного и более старшего возраста могут выполнять дети трех и более лет. Увеличивается количество одаренных детей. У современных детей повышенная тяга к восприятию информации.

Очень отчетливо прослеживается негативная тенденция в состоянии здоровья современных детей. Некоторую тревогу вызывают факты, связанные с приобщением детей к интернету и телеэкрану уже с малого возраста. Дошкольное детство оказалось под прессом агрессивного влияния СМИ, цифровых технологий, увлечение которыми привело к резкому ограничению времени, так необходимому для общения, взаимодействия со сверстниками. Хотим мы этого или нет, но сейчас экран и интернет стали главным «воспитателем» ребёнка.

Нынешние дети чувствительнее, эмоциональнее прежних. Они обладают восприимчивостью, открытостью и способностью тонко чувствовать.

Таким образом, изменился наш мир, изменились и наши дети. Некоторые исследователи считают, что западный мир переживает кризис воспитания. Свидетельством этого является детская и подростковая преступность, заниженная самооценка, наркомания, детские суициды… Безусловно, на все эти процессы влияют перемены в обществе, но куда важнее обратить внимание на отношение к детям в семье, ибо проблемы детей начинаются в семье и вполне могут быть решены там же. Родителям важно найти свой подход к воспитанию, так сказать модернизировать методы воспитания.

В прошлом (и нашем недалеком, в условиях тоталитарного государства) детей воспитывали при помощи давления и страха, а главная цель такого воспитания была в том, чтобы привить детям покорность и послушание. Современные дети возмущаются, бунтуют, если родители ведут себя оскорбительно. Такие устаревшие теперь методы воспитания, как крики, оплеухи, унижение оказывают на них гораздо более сильное отрицательное воздействие. Современное же воспитание ориентировано на воспитание волевой, творческой, активной, уверенной в себе личности, способной к сотрудничеству.

Ученые выделяют три вида наказаний: психологические, физические, наказание по типу естественных последствий. Недопустимыми считаются следующие методы воздействия на детей: физическая и вербальная агрессия, сепарационные наказания (отвержение ребенка), лишение необходимого, наказание трудом. Как правило, в качестве приемов наказания используется лишение ребенка определенного списка значимых для него удовольствий (использования компьютера и интернета, просмотра телевизора), порицание, выговор, замечание, сдержанно-холодное отношение, нравоучительная беседа, подшучивание (не унижающее достоинства) и др.

Ученые и практики отмечают снижение физического насилия в современных семьях. В то же время наиболее актуальной является проблема психологического насилия, «психологического издевательства», плохого обращения с детьми (угрозы, высмеивание, оскорбления, обидные прозвища, запугивание, изолирование ребенка, игнорирование и др.). Психологическое насилие оказывает более сильное и деструктивное влияние, чем физическое. Для родителей, испытавших унижения в детстве, характерна неуверенность в собственной личностной ценности, низкая самооценка.

Родителям важно знать, что наказание можно заменить другими гуманными методами: объяснением, терпением, отвлечением, неторопливостью, прощением, наградами (в конце концов, они более эффективны, чем наказание).

Важным методом семейного воспитания является совместная практическая деятельность: совместное участие детей и родителей в одних и тех же делах воспитательной направленности (игры, труд, семейные выезды на природу, прогулки и др.).

Активная игра — самый действенный метод, он позволяет родителям устанавливать прочную взаимосвязь с детьми и заверить их в своей любви. Дети дошкольного возраста стремятся к выполнению обязанностей взрослых, но делать это хотят вместе с ними. «Давай-ка сделаем это вместе». И ребенок с удовольствием помогает готовить обед, сажать растения в саду и т.д. Это один из видов проявления любви к ребенку, формирования у него уверенности в собственные силы.

Общение с ребенком один на один помогает создать тесную взаимосвязь с ним, больше узнать друг о друге. В такие моменты, когда родитель сосредотачивается полностью на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, ребенок ощущает себя важной и значимой личностью, которую умеют ценить по достоинству.

Даже у маленьких детей можно подметить заложенное природой свойство: проверить их силу воли и строгость. В этой ситуации родители должны быть сильными, решительными иначе дети не смогут уважать и любить их. Дисциплинируя ребенка лучше попросить, чем приказывать, давать возможность выбора, а не принуждать, уметь выслушать ребенка и понять.

Использование методов позитивного воспитания обеспечит ребенку формирование качеств, необходимых для достижения успеха в жизни: уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, упорство, уважение к окружающим, отзывчивость, способность быть счастливым.

Никонова Л.Е.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх