Механизмы работы по развитию одаренности дошкольника

В качестве основного механизма выступает функционирование воспитательно-образовательной системы дошкольного учреждения, в рамках которой проектируются и создаются благоприятные условия для выявления и развития природных дарований его воспитанников, становления творческой личности.

Эта система должна быть гуманистической; значимая для нее характеристика — благоприятный психологический климат как в системе целой (педагогический коллектив), так и в отдельных ее подсистемах (конкретных дошкольных группах, студиях, кружках и т. д.). Раскрытие индивидуальности ребенка, его способностей, качеств одаренности, реализация творческих возможностей во многом зависят от того, насколько теплой, «эмоционально комфортной», творческой является преобладающая атмосфера в данной системе. Значимо наличие позитивных ценностей, ценностно-ориентационного единства педагогов во взглядах на развитие детской одаренности, формирование творческих основ личности воспитанников.

Важным признаком воспитательно-образовательной системы, способной стать механизмом развития способностей и одаренности дошкольника, его творчества, является педагогически целесообразная организация внутренней среды дошкольного учреждения, как предметно-эстетической, пространственной, так и духовной, использование воспитательно-образовательных возможностей, внешней (природной, социальной и др.) среды; важно, чтобы эта среда была развивающей, много-функциональной, позволяла бы выявить многообразие детских задатков, интересов и развить их.

Успех педагогического процесса в значительной степени определяется воспитателем, его гуманистической направленностью на детей, способностью адекватно воспринять ребенка с признаками одаренности; собственной креативностью педагога, его готовностью к реализации таких профессионально-педагогических функций, как развивающая, стимули­рующая (детскую активность, творчество), диагностическая, коррекционная, обучающая и воспитывающая, сотрудничества с родителями, профессионального самосовершенствования. Значима, безусловно, и профессиональная компетентность воспитателя, педагогического коллектива, владение психологической культурой (обязательно и в области психологии одаренного ребенка, дифференциальной психологии). Педагогу важно опереться на существенные для ребенка механизмы деятельности.

У дошкольника развитие способностей в значительной степени определяется уровнем развития наглядных форм опосредования. Значимым механизмом развития способностей и одаренности детей является мотивация. Важно включение дошкольников в различные виды деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная, детское экспериментирование и др.), где бы ребенок мог быть субъектом, в процессе которой он сам и во взаимодействии с другими людьми (детьми, взрослыми) мог бы осмыслить решаемые задачи, найти их место в собственной жизни и системе взаимоотношения с окружающими. При этом необходим учет и амплификации, предполагающей активное развитие ребенка в типичных, характерных для его возраста видах деятельности.

Особо важным механизмом педагогического процесса с одаренными дошкольниками является механизм творчества. Включая воспитанников в творческий процесс, педагог создает им благоприятные возможности не только познать окружающий мир, но и раскрыть каждому свое «Я», свою индивидуальность, самореализоваться.

В числе механизмов развития способностей и одаренности — индивидуализация и дифференциация обучения; вариативность воздействий, обусловленная уровнем развития способностей, их модальностью, неравномерностью их развития, степенью интенсивности их проявления.

Тесно связана с этими механизмами педагогическая поддержка ребенка — обобщенный проект воспитательно-образовательной деятельности, открывающий простор педагогической инициативе. В данной, мягкой педагогической технологии, отсутствует описание конкретных необходимых действий, поскольку они конструируются педагогом самостоятельно. Основным же предметом педагогической поддержки выступают субъектность («самость», самостоятельность) и индивидуальность воспитанников. Дошкольное детство — период, когда растущий человек особенно нуждается в педагогической поддержке, без которой его «крылья» могут и не раскрыться; задатки — не реализоваться в способности. Формы и методы педагогической поддержки способных и одаренных дошкольников многообразны. Их выбор, адекватность определяются как особенностями образа способного (одаренного) ребенка, так и педагога, ситуацией, возрастом субъектов воспитательно-образовательного процесса и другими факторами.

В педагогическом процессе с одаренными и способными дошкольниками используются средства, обеспечивающие прежде всего общую педагогическую поддержку всех детей, направленную на создание позитивного эмоционального фона их деятельности (доброжелательности, взаимоотношения и т. п.). Важную роль играют и средства педагогической поддержки, предполагающие индивидуально-личностную поддержку, выявление проблем воспитанников, отслеживание процесса развития их способностей, одаренности, личности в целом. Особая роль в поддержке принадлежит ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ребенка, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач.

Психологической базой педагогической поддержки служат активно взаимосвязанные процессы «продолжения себя в другом», развития свойств личности как «значимого другого» и создания внутренних условий для саморазвития.

Эффективность воспитания и обучения дошкольников с признаками одаренности в немалой степени определяется и гармоничностью сочетания личных воздействий педагога и опосредованных средств через родителей и сверстников.

Панько Е., Коломинский Я.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх