Мини-центр развития ребёнка

Мини-центр развития ребёнка предполагает создание пространства для его развития, охватывающего видоизменённый образовательный процесс.

Основная цель работы мини-центра — формирование базиса личностной культуры ребёнка, обеспечивающей активизацию процессов познания для дальнейшего успешного перехода на следующую ступень образования — начальную школу.

Принцип преемственности и непрерывности в обучении ребёнка в разных звеньях образовательного пространства рассматривается нами с точки зрения развития у него умения учиться самому. Научиться учиться можно всему и всегда, этот процесс бесконечен и многообразен, начиная от умения учиться ходить и говорить до овладения сложнейшими знаково-символическими обозначениями и др. Если вначале ребёнок учится неосознанно и непроизвольно, то в ходе специально организованной деятельности он это делает осознанно и произвольно.

Обучение успешно осуществляется в ведущем для дошкольников виде деятельности — игре, где ребёнок учится понимать, видеть. И именно в игре внешние мотивы деятельности переходят во внутренние. Ведь ребёнок играет, не рассчитывая на награды и поощрения, он играет ради самой игры.

Главное — не манипулировать им, не принуждать, а создавать положительную мотивационную основу его обучения и подлинно развивающую атмосферу всего образовательного процесса. Игра создаёт эмоциональный фон, обеспечивает эффективность усвоения детьми материала, влияет на интеллектуальную активность ребёнка, делает его свободным, раскрепощённым в поисках оригинальных, творческих решений.

При разработке занятий в мини-центре развития ребёнка акцент сделан на развитие учебных навыков. Ребёнок должен научиться мыслить, анализировать, находить творческие решения, грамотно и связно разговаривать необходимое время, удерживать своё внимание и т.д.

Содержание мини-центра развития ребёнка направлено на развитие:

  • творческого мышления, воображения (через нестандартный взгляд на систему и преодоление психологической инерции с использованием методов фантазирования, арт-терапевтических технологий);
  • саморегуляции, произвольности;
  • координации и мелкой моторики.

Цель работы мини-центра: активизация процессов познания.

  • Основные задачи:
  • формирование нестандартного мышления;
  • развитие речи;
  • развитие саморегуляции, произвольности;
  • развитие координации и мелкой моторики руки;
  • развитие коммуникативных, нравственных качеств.

В мини-центре педагог-психолог проводит по одному занятию в неделю с детьми  3—4, 4—5 и 5—6 лет.

Наиболее оптимальной по численному составу является группа из 8—12 человек. Длительность занятий — в соответствии с возрастными особенностями детей.

Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога (помещение должно быть изолированным). Одна подгруппа занимается с педагогом-психологом, другая — с воспитателем (музыкальным руководителем) по перспективному планированию образовательного процесса. Помещение видоизменяется в соответствии с проводимыми играми и упражнениями.

Занятие включает в себя:

  • приветствие;
  • тематическое путешествие (игры, задания — развивающие познавательные процессы в соответствии с темой игрового занятия)  с игровой физкульт-минуткой в середине занятия;
  • пальчиковую гимнастику;
  • графическое задание;
  • прощание.

Особый интерес у детей на занятиях вызывает подобранный разнообразный материал — отрывки из мультфильмов, видеоинформации, видеопрезентации, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, графические упражнения и др.

Разработанные занятия мини-центра развития ребёнка способствуют разностороннему развитию воспитанников через стимуляцию их познавательных функций. Развитие познавательных процессов (памяти, мышления, воображения и др.) здесь рассматривается как основа развития личности ребёнка и обеспечения лёгкой адаптации детей к школьной жизни.

Каждое занятие объединено общим сюжетом, включающим в себя разнообразные методы развития познавательных процессов, творческих способностей детей, проводится в игровой форме. Все занятия составлены по мотивам сказок, рассказов,  включают в себя художественное слово, мотивацию со стороны игровых персонажей. При их проведении соблюдается принцип «от простого — к сложному», используется сочетание творческих заданий с заданиями, выполняемыми по алгоритму. Материал для занятий подбирается с учётом возраста и индивидуальных способностей каждого ребёнка.

Главное в процессе проведения занятий — дать возможность детям проявить свои знания, умения, навыки, творческие способности, чтобы каждый ребёнок чувствовал удовлетворение и желание дальше заниматься.

При организации занятий используются разнообразные формы взаимодействия с ребёнком:

  • общение, диалог и сотворчество;
  • активное сотрудничество детей в парах, мини-группах;
  • индивидуальные игровые задания в соответствии с полученным ребёнком опытом, его интересами;
  • рефлексия собственных результатов деятельности.

Всё это способствует созданию ситуации успеха для каждого ребёнка.

В процессе работы мини-центра отмечается положительная динамика в личностном развитии детей, так как содержание игровых занятий носит развивающий характер и обеспечивает развитие ребёнка, его познавательных и психических процессов. В игровых ситуациях у него повышается эффективность усвоения материала и вырабатывается внутренняя позиция при решении любых интеллектуальных задач, развиваются сапопознание и самосознание. Играя, дошкольнику легче доводить начатое дело до конца, проявлять самостоятельность, инициативность в общении, деятельности. Именно в игре дети непосредственно учатся делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, анализировать, логически рассуждать. Поведение ребёнка становится всё более произвольным, обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными.

При проведении занятий в мини-центре у детей формируется познавательный интерес, происходит переход от любознательности к устойчивой познавательной направленности на предмет и процесс деятельности, осуществляемый на основе рефлексии и субъект-субъектного взаимодействия взрослого и ребёнка. У детей проявляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации, — креативность (творчество). Они с успехом справляются с созданием нового продукта (рисунка, конструкции, образа…), которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.

Всё это способствует созданию оптимальных условий для успешного перехода детей дошкольников к обучению, в школе.

Людмила Козловская


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх