Нарушения гендерной идентичности у дошкольников

Гендерная идентичность трактуется как осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности. Понятие действует отнюдь не за пределами субъективного опыта и служит психологической интериоризацией мужских или женских черт, возникая в результате процесса взаимодействия «Я» и других [1, с.110]. Гендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле — чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной [5, с.330].

Гендерная идентичность является весьма значимой характеристикой личности, это одна из первых категорий, благодаря которой ребенок начинает осмысливать себя как представителя конкретной социальной группы. Это одна из базовых подструктур социальной идентичности личности, и эта подструктура оказывает большое влияние на самооценку, самопринятие и самоотношение личности в целом [3].

Конструирование гендерной идентичности начинается с рождения ребенка, когда определяется его паспортный (гражданский, акушерский) пол на основании строения его наружных половых органов. Начинается процесс гендерной социализации, когда ребенка целенаправленно воспитывают в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о мужском и женском поле.

мальчик кричит на девочкуВ первые годы жизни гендерная идентификация происходит в семье. Родители воспитывают своих детей в соответствии с собственными представлениями о поле, полоролевыми стереотипами, роли и предназначении мужчин и женщин в обществе. Основными факторами гендерной идентификации у мальчиков и девочек в семье являются ценностные ориентации родителей в воспитании сына и дочери, адекватные методы воспитания, характер взаимоотношений взрослых и детей.

Группа сверстников как своего, так и противоположного пола, наряду с семьей, также является универсальным фактором гендерной социализации. Детская группа выполняет важную роль в социальном развитии ребенка, в усвоении социальных норм и правил, его адаптации к окружающей среде. В окружении сверстников как своего, так и противоположного пола ребенок оценивает себя как представитель соответствующего пола. Сверстники, оценивая телосложение и поведение ребенка, ориентируясь на свои, гораздо более жесткие, чем у взрослых, критерии маскулинности-фемининности, подтверждают, укрепляют или ставят под сомнение его гендерную идентичность и полоролевые ориентации.

Общение с педагогами, система воспитания в дошкольном учреждении, детская художественная литература, средства массовой информации также являются важными факторами формирования гендерной идентичности.

Гендерная идентичность включает в себя когнитивный (познавательный), аффективный (оценочный) и конативный (поведенческий) компоненты:

  • когнитивный (познавательный) — знания о том, что является «мужским» и «женским», осознание принадлежности к определенному полу, описание себя с помощью категорий мужественности-женственности. Это также осознание степени соответствия-несоответствия, типичности-нетипичности своих качеств как представителя гендерной группы;
  • аффективный (оценочный) предполагает оценку собственных черт личности и особенностей своего ролевого поведения, соотнося их с эталонными моделями маскулинности-фемининности, оценка человеком своей гендерной принадлежности;
  • конативный (поведенческий) — готовность человека действовать в соответствии со своими знаниями и собственной оценкой себя как представителя гендерной группы, самопрезентация себя, путем выбора поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями [6].

В процессе гендерной социализации ребенок узнает, какие специфические формы поведения и виды деятельности приемлемы, а какие неприемлемы для лиц его пола, и либо принимает, либо отвергает соответствующие оценки, модели поведения, роли. Во втором случае может идти речь о нарушении гендерной идентичности.

Нарушение гендерной идентичности — класс расстройств, характеризующийся сильным и постоянным ощущением несоответствия адекватности, возникающий в связи с осознанием собственной половой принадлежности [2].

В детском возрасте данное нарушение может проявиться с четырех лет. Взрослые должны обратить внимание на такие признаки, как многократные заявления ребенка о собственной принадлежности к противоположному полу и настаивание на этом; в случае мальчиков — предпочтение одеваться в женское платье, демонстрация женского стиля одежды; в случае девочек — настойчивое требование носить только мужскую одежду; в ролевых играх и фантазиях дети сильно и устойчиво предпочитают роли, свойственные противоположному полу; постоянное желание участвовать в играх и занятиях, типичных для противоположного пола; предпочтение играть с детьми противоположного пола. Нарушение гендерной идентичности, согласно DSM-IV, диагностируется, когда у ребенка присутствуют четыре (или более) данных признаков [4].

Нарушение гендерной идентичности в детстве может быть причиной депрессивных состояний, неврозов, социальных психотравм, формирования чувства неполноценности и одиночества личности. Кроме того, следует принимать во внимание ярко выраженные чувства неловкости и неудовлетворенности, связанные с ощущением собственного тела, душевные страдания, негативное самовосприятие и пагубное влияние всех этих переживаний на жизнь ребенка.

Таким образом, изучение особенностей формирования гендерной идентичности у детей дошкольного возраста заслуживает особого внимания.

Литература:

  1. 1. Большой толковый социологический словарь (Collins) / пер. с англ. Т. 1. — М.: Вече; АСТ, 1999. — 544 с.
  2. Жмуров, В.А. Большая энциклопедия по психиатрии / В.А. Жмуров. — 2-е изд.- М., 2012. — 634 с.
  3. 3. Клецина, И. С. Психология гендерных отношений: Теория и практика / И. С. Клецина. — СПб.: Алетейя, 2004. — 408 с.
  4. 4. Комер, Р. Патопсихология поведения: нарушения и патология психики: пер с англ. / Р. Комер. — 4-е изд. — М.: ОЛМА-пресс, 2005. — 638 с.
  5. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  6. 6. Малкина-Пых, И. Г. Гендерная терапия: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2003. — 522 с.

 

Аверьянова Т.С.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх