Настольные кукольные театры

Этимология словосочетания «настольный театр» легко угадывается и исходит от места действия – место театрального действия в отличие, на­пример, от стенда в театре на фланелеграфе, театре теней, театре «Живые картинки».

История развития настольного театра не менее богатая, чем любого другого театра, но в специальной литературе о театрах мы вряд ли сможем с ней по­знакомиться, как, например, с историей театра теней, марионеток, Петрушек. Не узнаем мы и о точном вре­мени возникновения настольного театра, но не оши­бемся, если скажем, что он очень древний и возник даже раньше, чем появился сам стол в современном его виде. Возник он и жил в каждой семье, у каждого народа, во всех странах.

И каждый ребенок, взяв в руки игрушку и имея рядом опору –  будь то лавка, пенек пли что угодно другое, захочет «ожи­вить» куклу, начав ее передвигать по опоре, коммен­тировать ее действия. А это значит, что ребенок уже сделал первые шаги на пути к игре, в том числе и к театру — театру на столе, к настольному театру.

Настольный театр и его куклы в числе еще несколь­ких театров (театр картинок на фланелеграфе, театр «Живые картинки») получил свою постоянную прописку в детских дошкольных учреждениях в отличие от теат­ров, которые существуют еще и в профессиональном искусстве и которыми занимаются отдельно, не сме­шивая с другими видами деятельности (театр теней, марионеток и др.).

Возникновение и существование настольного театра, а также его широкое применение в работе с детьми дошкольного возраста очень естественное, так как исходит из основной деятельности детей – игровой, а все театральное действие построено по тому же принципу, что и любая детская игра: кукол двигают и говорят за них люди, создавая при этом впечатление, что это делают сами куклы. Поэтому, хотя театр и на­зывается настольным, понятно, что главное в нем все-таки не стол, ведь вместо него может быть использова­на любая другая опора (перевернутая коробка, скамей­ка и т.д.), главное в этом театре –  куклы: куклы-игрушки и куклы-картинки. Куклы эти имеют про­стое устройство, а иногда не имеют никакого специально­го устройства – это могут быть обычные игрушки, с которыми ребенок играет и данный момент.

Чаще все­го используют фабричные игрушки, но в настольном театре очень хорошо использовать игрушки, сделанные своими руками. Изготавливая игрушки, дети сами опре­деляют их образы, создают героев к определенным сказ­кам, другим произведениям.

При изготовлении, как и при подборе готовых игру­шек, соблюдаем принцип соразмерности. Для настольно­го театра необходимы игрушки не очень большого раз­мера, около 30 см высотой пли ниже, учитывая соотно­шение игрушек по размеру по отношению друг к другу, а также по отношению к игровому пространству. Игруш­ки для одного спектакля чаще всего подбираются так, чтобы они были изготовлены из материала одной фак­туры (ткань, поролон, картон, природный материал).

Для театрализованной игры с довольно объемным пространством действия, каковым является стол, а не стенд, например, не представляет проблем использо­вание театральных кукол самого разного объема. Если исходить из общепринятой характеристики, то в на­стольном театре представлены куклы всех объемов.

1. Плоские –  их основой служат картон, фанера, пластмасса, которые окрашиваются, тонируются, окле­иваются.

2. Полуобъемные – состоят из плоской основы, па которую приклеивается мягкая прокладка, а сверху бумага, ткань, готовая картинка и т.д.

3. Объемные – обычные игрушки (деревянные, пластмассовые, тканевые   — особенно мягкие и др.), игрушки из природного материала; объемные подел­ки из бумаги, поролона и др.

Фигурки всех объемов могут быть целостными, а также состоять из основной и дополнительных час­тей: плоскостная фигурка с движущимися конечнос­тями, мягкая игрушка, сшитая из отдельных частей, -туловище, голова, руки, ноги (у животных –  лапы).

Передвигаются фигурки в настольном театре по-разному: с помощью только рук кукловода, с помо­щью проволочки, магнита. Кукла изначально может иметь устойчивую опору пли в качестве опоры мо­жет служить подставка. В некоторых случаях можно обойтись без подставки, согнув лист картона с изоб­ражением фигурки пополам под углом примерно в 60°. Если изображение на фигурке-картинке с одной стороны, то такие односторонние плоские фигурки передвигаются без поворота в одном направлении. Более совершенные двухсторонние, а также объем­ные фигурки передвигаются в любом направлении, поворачиваются обеими сторонами.

Управление куклами в настольном театре имеет свои особенности, и о них мы поговорим отдельно, а здесь скажем о том, что куклы в настольном театре чаще всего являются открыто управляемыми, т.е. кук­ловод и его руки не спрятаны от зрителя, при этом кукловод oрганизует свое управление куклами так, что основное внимание зрителя концентрируется на главном –  на куклах. Управление куклами может стать менее заметным (пли почти незаметным), если спектакль настольного театра будет оформлен с при­менением невысокого барьера (для театра картинок на высоких подставках), сценического ящика (для фигурок, управляемых с помощью проволочки, при­крепленной к фигурке сверху или сзади).

Использование настольного театра в дошкольных учреждениях, а также в семье универсально –  от мини-театрализованной игры одного ребенка до спе­циального подготовленного спектакля с участием артистов и зрителей. Настольный театр может быть использован в творческих играх детей и в обучаю­щих играх на занятиях.

Средствами настольного кукольного театра легко исполнить инсценировки потешек, стихов, песенок, что поможет детям понять их содержание, сделает его образным. Дети могут быть вовлечены в игру, сопро­вождая действия хоровым или индивидуальным дек­ламированием, пением под аккомпанемент или без него. Возможно и обратное — взрослый читает, а дети изображают с помощью кукол. Наряду с произнесе­нием слов героев может идти комментарий их дей­ствий, внешнего вида, что также усилит впечатление, облегчит восприятие.

При подготовке спектаклей для детей следует отбирать про­изведения с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами, благополучным концом. Лучшие спектакли для детей дошкольного возраста, и особенно младшего, где этот театр наиболее исполь­зуемый, — по мотивам народных сказок «Репка», «Теремок», «Заяц, Лиса и Петух» и др.

При создании спектакля следует избегать исполь­зования произведений с большими текстами,   много слов не всегда оправданный способ инсценировки произведения. Следует помнить, что малышей боль­ше увлекает действие. Длинные фразы могут быть заменены словосочетаниями, отдельными звуками. Больший акцент на действия, их совершенство, разно­образие!

Брызгалова А.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх