Новейшие технологии обучения будущих педагогов

Проблемное обучение строится на педагогическом управлении активной познавательной деятельностью. Конструктивно состоит из проблемных ситуаций и задач, проблемно-познавательных заданий, которые требуют нестандартного решения.

Такое обучение основано на специальной методике педагогического управления процедурами творческого поиска, последовательном погружении в систему сложных ситуаций. Рассчитано на включение различных психологических механизмов личности, помогает реализовать её притязания на самостоятельное получение положительного результата.

Данная технология способствует развитию познавательной мотивации и самостоятельной регуляции у тех, кто проходит обучение, а также формированию у них положительного отношения к процессу познания. Одно из направлений такого обучения — проблемное изложение преподавателем той дисциплины, с которой он знакомит своих слушателей.

Интерактивное обучение отличается высокой степенью интенсивности общения его участников. При этом характерны смена и разнообразие видов деятельности, в частности, познавательной, социально-коммуникативной и физической, взаимосвязь фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы студентов.

Активно используются методы создания благоприятной атмосферы и надлежащей коммуникации. Они способствуют конструктивной адаптации каждого студента к конкретной ситуации.

Практикуются также следующие методы:

  • обмена видами деятельностями, когда учащиеся объединяются в творческие группы для совместной работы;
  • организации смыслотворчества, его участники занимаются созданием нового содержания педагогического процесса;
  • организации мыследеятельности, стимулирует студентов к выполнению различных мыслительных операций;
  • организации рефлексивной деятельности, направлен на самоанализ и самооценку участниками выполняемой работы и её результатов.

Интерактивные игры укрепляют взаимодействие преподавателя и студентов, выступают в качестве интегратора ведущих функций интерактивных методов.

Выделю также метод проектов. В его основе — развитие у тех, кто проходит обучение, познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания, применять их на практике, ориентироваться в информационном пространстве. В ходе такой деятельности существенно развивается критическое и творческое мышление. Указанный метод направлен на индивидуальную, парную и групповую деятельность, которую студенты ведут в течение определённого времени. Его результаты должны быть реальными: если это теоретическая проблема, то необходимо предложить пути её конкретного решения, если практическая – разработать определённый материал для последующего использования на учебных занятиях в вузе, школе, учреждении дошкольного образования, в повседневной жизни.

Проект должен соответствовать следующим требованиям:

  • иметь практическую значимость;
  • содержать необходимые самостоятельные исследования;
  • предоставлять студентам возможность учиться в соответствии с их способностями;
  • укреплять взаимодействие участников.

В процессе организации проектной деятельности студентов — будущих специалистов по дошкольному образованию, мы выделяем следующие этапы:

  • определение темы;
  • создание творческих групп и выбор тем мини-проектов;
  • определение творческой группой видов деятельности и составление плана выполнения мини-проекта;
  • реализация плана каждой творческой группой;
  • презентация результатов творческой деятельности (демонстрация видеоматериалов, фотоальбомов, коллажей, папок-передвижек, материалов для родителей, методических рекомендаций).

В течение последних лет на факультете дошкольного образования были разработаны, апробированы на практике и защищены студенческие проекты по педагогическим, психологическим и гуманитарным дисциплинам. В их создании активное участие принимали студенты дневной и заочной форм обучения, участники проблемных научно-исследовательских групп.

Тематика проектной деятельности определялась в соответствии с задачами, направленными на углубление знаний студентов об актуальных проблемах воспитания и обучения дошкольников, расширение знаний о формах сотрудничества педагогов и семьи, поиск эффективных форм взаимодействия учреждения дошкольного образования и других общественных институтов. При этом процесс формирования необходимых умений опирался на знания и навыки, полученные в результате изучения психолого-педагогических дисциплин. В ходе создания проектов студенты последовательно проходят все ступени проектирования: моделирование, проектирование, конструирование.

На первой ступени, в ходе моделирования формируется умение преобразовывать общие образовательные цели в конкретную педагогическую задачу. На второй ступени, в стадии проектирования будущие педагоги структурируют содержание учебного материала для педагогической работы с детьми определённой возрастной группы — создают учебно-педагогический проект, готовят методический материал по основным направлениям деятельности учреждения дошкольного образования — методический проект.

В завершение, на этапе конструирования, составляется развёрнутый план — перспективный и календарный, разрабатываются конспекты занятий, методических мероприятий, оформляются необходимые наглядные и дидактические материалы. Итоги проделанной работы рекомендуем оформлять в виде презентаций, что заметно повышает навыки работы студентов с компьютерной техникой.

Содержание проектной деятельности направлено на разработку и апробацию активных форм творческого сотрудничества студентов с педагогами. Среди них — семинар-аукцион, консультация-тренинг, педагогический КВН, интеллектуальная игра, рекламная акция. Такая деятельность направлена также на обеспечение обратной связи представителей учреждения образования с родителями. В её арсенале — почта доверия, дайджест литературы, конкурсы, игры, викторины, развлечения, подготовка рекомендаций для практических работников.

В процессе проектной деятельности используются следующие методы:

  • теоретические — изучение научно-методической литературы, программ дошкольного образования, материалов периодической печати и Интернета, анализ педагогической документации;
  • эмпирические — наблюдение, беседы с детьми, родителями и педагогами, изучение продуктов детской деятельности, открытые просмотры занятий.

Эффективность проектной деятельности стимулируют организация конкурсов проектов, наглядной пропаганды достижений — выставок, информационных стендов.

Проектная деятельность помогает усилить личностно-практическую направленность обучения. Специальное анкетирование, проведённое среди студентов, выявило их высокую степень удовлетворённости результатами такого обучения: 84% опрошенных отметили, что «получили ответы на интересующие вопросы»; 92% оценили полученные знания как «ценные и значимые для себя»; 84% указали на то, что «повысили свой уровень психолого-педагогической компетентности»; 75% впоследствии «стали больше читать и интересоваться специальной литературой».

Митрош О.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх