Нравственность как основа профессионализма воспитателя дошкольного учреждения

Анализ критериев профессиональной подготовки и профессиональной деятельности воспитателя дошкольного учреждения дает все основания утверждать, что дошкольная педагогика не является некой прикладной наукой, которая реализует исходные теоретические положения общей педагогики.

Воспитатель имеет дело не столько с научной теорией, позволяющей «обнаружить» источник проблем ребенка в безликом и безответственном родителе и тем самым «перевести стрелки» с дошкольного учреждения на семью, сколько с духовной практикой, которая основана на традиционных нравственных и иных ценностях семьи, трансформирующихся с позиции соответствующего педагогического идеала. Воспитатель выступает в большей мере как идеолог нравственных ценностей, нежели технолог основных положений общей педагогики.

Ему не приходится, прикрываясь наукообразием терминологии, списывать свою профессиональную беспомощность на биологическую природу ребенка и его родителей. Основой его профессиональной деятельности выступает преемственность народной, религиозной и научной педагогик, воплощенная в принципах и методах нравственного воспитания детей. По существу воспитатель выступает как человековед, культуролог и идеолог нравственного воспитания.

Нравственность является сущностной характеристикой человека и его культуры или своеобразным выражением человеческого начала, которое утверждается с первых лет жизни. Ответ на вопрос, что такое мораль, связан с ответом на вопрос, что такое человек. Каким человеком станет ребенок, во многом зависит от его воспитания. Поэтому быть воспитателем — значит, в первую очередь, быть носителем и распространителем человечности и тех моральных качеств, которые ее характеризуют, владеть искусством общения, быть мастером слова и перевоплощения при чтении сказок, уметь организовывать игровую деятельность, сопереживать ребенку, горячо любить своих и «чужих» детей.

Воспитатель, который ненавидит детей, несмотря на прекрасное знание методик их воспитания, уже только поэтому является профессионально непригодным. Ему нельзя доверить детей, даже если у него будет десять дипломов и самые глубокие познания в области теоретической педагогики. В определении пригодности гораздо важнее духовно-нравственные начала личности.

В эпоху постиндустриального развития цивилизации предмет педагогики как науки должен выйти за рамки функционального взгляда на подрастающего человека только как на учащегося и расшириться до сферы жизнедеятельности ребенка, где он немыслим без семьи как родового события.

Вырывая ребенка из естественного контекста его жизни, противопоставляя его учебное и домашнее существование, мы вольно или невольно расшатываем базовые устои его жизни — структуры повседневности. Ответственный взрослый, а тем более педагог должен осознавать это даже тогда, когда руководствуется, казалось бы, благой идеей — «поставить ребенка в центре» педагогической заботы. Помещая его в центр, нельзя оставить на периферии самых близких и значимых для него людей — маму и папу, дедушку и бабушку, братьев и сестер.

Без взаимодействия с семьей говорить о нравственном воспитании детей не приходится. Нравственный императив в виде предъявляемых требований заключен не в ребенке, а в социальном окружении. Только отталкиваясь от него можно сформировать соответствующую диспозицию личности или ценностное отношение к окружению и самому себе и тем самым как бы уравновесить требования общества к личности и требования личности к обществу. Это уравновешивание — основная задача нравственного воспитания, без решения которой решение остальных задач не может быть эффективным.

Нравственное воспитание — традиционный предмет не только дошкольной, но и всей педагогики в целом. Воспитание человека в первобытном и средневековом обществах мыслилось как овладение им нормами общежития, выработка у него соответствующего нравственного сознания и поведения. Оно было актуальным еще задолго до создания учреждений образования и зарождения педагогической науки.

Уже в народной педагогике существовало множество различных обрядов, ритуалов, заповедей, основной целью которых было приобщение подрастающего поколения к существующим в обществе нравственным нормам, к определенному образу жизни, закрепленному в традиции. Принятие христианства, характеризующегося принципиально отличающимися от язычества приемами и методами воспитания, во многом изменило отношение к воспитанию.

Моральные заповеди, ориентация на нравственные абсолюты служат основой нравственности до сих пор. При этом детско-взрослая общность и прежде всего семья, ясельные и детсадовские группы — основное пространство нравственного развития ребенка как субъекта и личности, а не только и не столько как объекта целенаправленного воздействия на него извне.

А. Левко


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх