О кукольном театре в дошкольном учреждении

Среди разных видов театров, с которыми уже знакомы дети старшего дошкольного возраста, хотелось бы выделить кукольный театр.

С ним у младших детей связано так много приятного, доброго, неожиданного, таинственного, весёлого. К концу же дошкольного периода детский кукольный театр приобретает для ребёнка особое значение, многовекторное.

Так, естественная, увлекательная и доступная для него деятельность в таком театре может стать «генетической клеточкой» позиционного, децентрированного действия, так значимого для обучения в школе. В кукольном детском театре, по мнению специалистов, возможен переход от игрового действия к действию сценическому. Суть же позиционного сценического действия заключается в одновременном удержании ребёнком как способа развёртывания содержания кукольного спектакля, так и реакции зрителя. Однако, тонкое децентрированное, сценическое действие развивается у детей при определённых условиях. Каких? В чём их специфика? В работе, проведённой Л.И. Элькониновой и И.Я. Никитиной [10. Эльконинова, Л.И. О внутренней картине позиционного действия старших дошкольников //Вопросы психологии / Л.И. Эльконинова, И.Я. Никитина. — 2006. — № 5.], был получен ряд ответов на эти вопросы. Важно, по мнению исследователей, формирование такой позиции организовывать не как технические упражнения, а как последовательное выстраивание встреч зрителей и кукольника, необходимых для того, чтобы появился внутренний зритель. Значима и последовательность, постепенность в усложнении задач при формировании позиционного сценического действия. Начинать обучение целесообразно путём включения детей в настольный кукольный театр, близкий режиссёрской игре, а уже затем продолжить формирование этой позиции в театре перчаточных кукол (бибабо).

кукольный театр в дошкольном учреждении

Сценические действия детей в этих видах театра имеют, как было обнаружено в данном исследовании, свои качественные уровни развития и критические точки. Они связаны с разрушением привычного способа действования и обнаружением нового, двунаправленного действия, а также его удержанием на протяжении показа кукольного спектакля.

Приведём характеристику наиболее высокого (пятого) уровня развития сценического действия ребёнка старшего дошкольного возраста — кукольника в театре бибабо.

Не все дети достигают такого уровня овладения сценической позиционностью. Немало зависит и от индивидуальных особенностей детей, темпа их развития. Однако динамика в их развитии была отмечена у каждого. При этом детский театр на ширме (бибабо) способствовал развитию позиционного действия детей в большей степени, чем настенный театр.

Заметим вместе с тем: детский кукольный театр способствует не только формированию познавательной децентрации и интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Ведь для его успеха (как, впрочем, и успеха в других видах детской деятельности) важны умения распределять роли и обязанности, слышать своих партнёров по спектаклю, действовать с ними согласованно, своевременно вступать в общий ход театрализованного действия, проявлять доброжелательность, сопереживание, быть готовым не только к индивидуальному творческому поиску, а и к соучастию в коллективном художественном творчестве…

В процессе подготовки и осуществления театрализованных спектаклей эти качества и умения, как и целый ряд других (образное, социальное и эмоциональное мышление; образная, двигательная, эмоциональная память; эмпатия; театрально-художественные способности и др.), значимые как для сегодняшнего бытия ребёнка, так и для его будущей жизнедеятельности в школе, успешно формируются, развиваются.

При внимании педагогов и родителей к детской театрализованной деятельности, в атмосфере заинтересованности ею к концу дошкольного возраста ребёнок способен достичь в этой сфере немалого. Он участвует в играх-драматизациях по мотивам народных и авторских сказок, рассказов и т.д., в театрализованной деятельности, разных (доступных этому возрасту) её видах.

В старшем дошкольном возрасте идёт процесс как закрепления, «оттачивания» специальных театральных умений, так и формирование новых, более сложных, овладение рядом правил и приёмов, значимых для театрализованной деятельности, в том числе — кукловедения («кукольный персонаж должен появляться сбоку», «не следует резко поднимать или опускать куклу», «за ширмой царит тишина» и др.). Ребёнок пяти-шести лет, как правило, уже умеет произносить фразы от лица персонажа спектакля, согласовывать движение куклы с речевым сопровождением, исполнять небольшие монологи от лица кукольного персонажа, вести диалоги с другими героями спектакля…

Взрослый способствует тому, чтобы приобретённые детьми навыки позволяли им объединить в одном спектакле (театрализованной игре) несколько видов театральных кукол различных систем (настольные, верховые, перчаточные, марионетки).

Увеличившиеся к концу дошкольного возраста возможности детей позволяют им воплощать в театрализованной деятельности разнохарактерных героев художественных произведений, динамику их поведения и чувств, используя всё более разнообразные и более сложные в управлении куклы.

Елизавета Панько,
профессор


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх