О культуре личности

Проблема формирования культуры личности является одной из центральных в различных отраслях педагогической науки, в том числе и в музыкальной педагогике. Понимание образования как канала культуры предполагает рассмотрение отдельных сторон феномена культуры (в частности, ее разномасштабности и диалогичности) с целью выработки адекватных современной культурной ситуации методических подходов к формированию культуры личности, начиная с дошкольного возраста.

Понятие «культура» сегодня насчитывает несколько сотен интерпретаций, что указывает на многосторонность и сложность феномена.

При рассмотрении феномена культуры в самом широком смысле и в целостной системе, бытии, культура выступает как форма бытия, порожденная первоначально трехкомпонентной структурой – «природа-общество-человек», и трактуется как преображение человеком природы по законам общества.

По мнению М.С. Кагана, культура предстает как форма бытия, образуемая человеческой деятельностью, которая охватывает: а) качества человека как субъекта деятельности, формирующиеся в филогенезе и воссоздающиеся в онтогенезе; б) способы деятельности, которые изобретаются видом и индивидом и передаются благодаря воспитанию и обучению; в) многообразие предметов, в которых деятельность опредмечивается; г) вторичные способы деятельности, служащие распредмечиванию человеческих качеств, хранимых в предметном бытии культуры; д) вновь качества человека, который, развиваясь в процессе распредмечивания, является продуктом культуры, и, приобретая потребность в усовершенствовании своей деятельности, становится ее творцом; е) общение участвующих в распредмечивании и опредмечивании.

Поскольку человек является прямым культурогенным субъектом, связи в диаде «культура-человек» особенно тесны и разнообразны. Диалектика общего, особенного и единичного предполагает разномасштабность этого субъекта – он может быть родовым, групповым и индивидуальным (в синхронической и диахронической плоскостях), поэтому связка «культура-человек» обретает три масштаба: культура человечества, культура социальной группы (этносов, наций, сословий, полов, возрастов и т.п.), культура личности как единичное проявление вариативного особенного и инвариантного общего.

Первый масштаб культуры представлен единством всех человеческих культур, складывающихся на основе единых общественных законов, в более или менее тесных контактах друг с другом. В этом смысле показательны слова М.М. Бахтина: «Взаимопонимание столетий и тысячелетий, народов, наций, культур обеспечивает сложное единство всего человечества, всех человеческих культур».

Среди широчайшего круга вопросов по проблеме общечеловеческой культуры необходимо остановиться на рассмотрении современного ее состояния, что связано с пониманием образования как канала культуры и необходимости максимального учета в воспитании тенденций современной культуры. Наиболее ярко они проявлены в сфере искусства, которое, являясь образным самосознанием культуры, выражает протекающие в ней процессы с особенной точностью проникновения в самую их суть.

В искусстве уже с середины ХХ века, а в культуре в целом в последние десятилетия прослеживаются тенденции, отражающие идею диалогичности в культуре: преодоление противостояния элитарной и массовой культуры, новаторства и традиционализма; радикальное изменение отношений Запада и Востока, которое отражает стремление к диалогу различных региональных и национальных культур. Последняя из указанных выше тенденций представляет особый интерес и одновременно приводит к рассмотрению второго масштаба культуры – уровню «субкультур» — национальных культур с одной стороны, а с другой стороны – возрастной субкультуры (дошкольного возраста).

Общую закономерность взаимоотношений национальных культур можно определить как диалектически противоречивое единство понимания и непонимания, стремления к единению и оберегания своей самобытности. Д.С. Лихачев описал эту диалектику так: «Одна культура может понимать и глубоко проникать в другую… Мы способны понять не только другое существо, но и другую сущность, оставаясь вместе с тем отграниченными от этой другой сущности».

Поскольку человек с момента своего рождения помещен в мир культуры, говоря о масштабе культуры, связанном с возрастными субкультурами, остановимся на проблеме детства, которое выступает не только «аккумулятором» культуры, но «генератором» культуры будущего, для которой существенно, на каких «предметах» будет происходить формирование и способностей, и ценностных ориентаций детей — «вечных миссий общества». С этих позиций явственно видна значимость учета диалогических тенденций современной культуры, столь явно прослеживаемых в сфере искусства, в воспитании детей уже в дошкольном возрасте. Относительно проблемы аккультурации ребенка в своей национальной культуре (т. е. диалога с собственной культурой) необходимо исходить из понимания нации не как биогенетической, как в случае с этносом, а как культурной общности. Таким образом, национальная принадлежность обретается индивидом в ходе его вхождения в культуру, начиная с овладения национальными языками – словесным, музыкальным и др., кристаллизации обусловленной ими ментальной структуры (так называемого «национального характера») и вырабатываемым прижизненно типом поведения.

Описанный выше механизм создания культуры указывает ее компоненты, сохраняющиеся и в процессе освоения культуры, приобщения к ней, т. е. являются и компонентами культуры личности, однако процесс вхождения в культуру будет начинаться с распредмечивания уже созданных исторической культурой предметов, что предполагает известные требования к используемому музыкальному репертуару. Компоненты личной культуры, неизменно связанные с деятельностью, сознанием и способностями, конкретизируются и специфицируются в зависимости от отрасли культуры, превращаемой в личное достояние.

Музыкальная культура, как один из видов культуры художественной, традиционно рассматривается в соответствующем логическом ряду: духовная – эстетическая – художественная – музыкальная культура. Сам термин «музыкальная культура личности», обозначающий единичное явление по отношению к культуре художественной (как особенному) и эстетической (как общему), не нуждается в расширительном дополнении (определении ее как музыкально-эстетической культуры), т. к. в снятом виде содержит специфику общего, т. е. эстетического.

Анализ музыкально-педагогической литературы показывает, что обе категории используются для описания одного феномена (Н.В. Гузий, О. Доронина, Л.А. Захарчук, Е.Г. Карпова, И. Кевишас О.П. Радынова, Р.А. Тельчарова и др.). При синонимичности обоих терминов использование более широкого из них подчеркивает приоритетность формирования общеэстетических качеств личности. В целом едины и подходы по выделению структуры эстетической, музыкально-эстетической и музыкальной культуры личности – в них либо отражено единство деятельности, сознания и способностей, либо акцентируется большее или меньшее внимание на отдельных составляющих эстетического или музыкального сознания.

Поскольку освоение любой сферы культуры общества личностью возможно исключительно посредством деятельности, уровень овладения музыкальной деятельностью может служить критерием внешнего проявления уровня музыкально-эстетической культуры личности. Связующим звеном между деятельностью и сознанием в структуре музыкально-эстетической культуры личности выступают способности – собственно музыкальность и музыкально-творческие способности.

Музыкально-эстетическая культура личности дошкольника понимается нами как мера присвоения личностью разномасштабной и диалогичной (в синхронической и диахронической плоскостях) музыкальной культуры общества, проявляющаяся в соответствующих возрасту степени овладения музыкальной деятельностью и уровнях развития музыкально-эстетического сознания, музыкальных и творческих способностей личности как результатах познания предметного многообразия музыкальной культуры.

Анциперович О.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх