О психосоциальных факторах психологического здоровья ребёнка

Многие трудности ребёнка берут начало ещё в младенчестве. Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития малыша в этот период является общение с матерью, а его дефицит может привести к различного рода нарушениям в здоровье (в том числе – психологическом). Прежде всего здесь имеется в виду дефицит ситуативного, эмоционально-личностного общения (М.И. Лисина), в ходе которого удовлетворяется потребность ребёнка во внимании, ласке.

Особую роль для нормального развития, психологического здоровья младенца психологи, как зарубежные (Д. Боулби, М. Эйнсворт, М. Стомон), так и отечественные (Е.О. Смирнова и др.), отводят эмоциональной привязанности ребёнка к ухаживающему за ним взрослому (родителю, другому человеку, более других способному обеспечить психологическую безопасность, успокоить и т.п.). Выявлено, что дети, в младенчестве отнесённые к группе с надёжной привязанностью, в последующие периоды жизни проявляют большую непринужденность в общении, отзывчивость, готовность к риску и способность справляться со стрессом. Установлены и основные факторы, обуславливающие характер детской привязанности: сензитивность (чувствительность), синхронность, взаимность.

В раннем детстве сохраняется важная роль взаимодействия малыша с родителями, другими взрослыми в семье. Зародившаяся в конце года потребность в сотрудничестве со взрослым сейчас активно проявляет себя. Удовлетворяется она в особом виде общения – ситуативно-деловом. С помощью его взрослый вводит ребёнка в мир предметов, знакомит с их назначением, стимулирует деятельность, направленную на познание мира. Именно ситуативно-деловое и эмоционально-деловое общение (в процессе которого одновременно удовлетворяется потребность в ласке, внимании и в сотрудничестве) способствует своевременному овладению малышом новой для него предметно-манипулятивной деятельностью, с культурно фиксированными способами употребления предметов.

Ущемление, депривация потребности в таком общении негативно сказывается на развитии не только познавательной, но и эмоциональной, личностной сферы ребёнка (появляются трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, амбивалентность, нерешительность (Т.М. Землянухина), на психологическом здоровье малыша.

Семейная микросреда, та тонкая система отношений, которая складывается у ребёнка с окружающими его родными, близкими, продолжает оставаться значимым фактором психологического здоровья в раннем детстве. От неё во многом зависит то, как будет протекать кризис трёх лет, сформируются ли к концу раннего возраста такие важные новообразования, как автономность, самостоятельность, каким будет «образ-Я» ребёнка. К неблагоприятным типам взаимодействия с ребёнком в этот период можно отнести: с одной стороны – слишком резкое и быстрое отделение матери (её выход на работу), помещение ребёнка в ясли, рождение второго ребёнка и т.п.; с другой стороны – продолжение постоянной опеки ребёнка, тормозящей, блокирующей проявление его «самости» (последнее нередко наблюдается со стороны тревожной мамы).

Немалое значение для психологического здоровья ребёнка раннего возраста имеет и то, как осуществляется воспитание опрятности в этот период. Это — «значимое поле», где разыгрывается борьба за самоопределение: мать настаивает на соблюдении правил; ребёнок защищает своё право на самоопределение. Фактором риска здесь может быть излишне строгое и быстрое приучение малыша к опрятности.

Несформированность самостоятельности в раннем возрасте некоторые психологи считают источником многих трудностей и прежде всего – источником проблемы выражения гнева в более старших возрастных периодах.

Дошкольное детство. В дошкольном детстве психологическое здоровье всё чаще и в большей степени определяется уже не отдельными взаимодействиями матери либо отца с ребёнком, а всей системой отношений в семейной микросреде, тем, какое место занимает он в «созвездии семьи». Заметим, факторы риска со стороны семейной системы здесь кроются не только в отсутствии тепла, должного внимания, в излишней требовательности, жёсткости по отношению к ребёнку со стороны родителей, других взрослых членов семьи. Многие специалисты не без основания к числу таковых относят взаимодействие в семье по типу «ребёнок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей растущего малыша превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Негативным последствием такой системы семейных отношений могут стать нарушения в эмоционально-личностном развитии дошкольника, в частности, задержка возникновения, развития такого важного психического новообразования, как эмоциональная децентрация (способность воспринимать и учитывать в своём поведении состояние, желания, интересы других людей).

Специальными исследованиями доказано, что отсутствие эмоциональной децентрации (тесно связанной с эмпатией) к концу дошкольного возраста мешает не только установлению благоприятных отношений ребёнка в «детском обществе» (А.П. Усова), в дошкольном учреждении, но и в начальной школе, что в свою очередь может стать в последующем одной из существенных причин школьной дезадаптации.

Для психологического здоровья дошкольника значим, как мы уже отмечали, не только состав семьи, но и доминирующий характер взаимоотношений в ней; негативно влияют на него конфликтные взаимоотношения между родителями, роль которых часто недооценивается. А между тем они вызывают глубокий внутренний конфликт у ребёнка, который может привести к развитию невротических симптомов (энуреза, приступов страха, фобий), к нарушению половой идентификации; у некоторых детей на этой основе появляется боязливость, робость, склонность к покорности, депрессивному состоянию (Г. Фигдор и др.).

Когда речь идёт о влиянии системы семейных отношений на психологическое здоровье ребёнка, то нельзя обойти вниманием братьев и сестёр, которые занимают в ней, как правило, значимое место. Психологическое здоровье дошкольника в значительной степени определяется тем, каково положение ребёнка в «созвездии братьев и сестер», каковы взаимоотношения сиблингов. Близкие, тёплые взаимоотношения между братьями и сестрами, проявление заботливости в отношении друг друга способствуют возникновению чувства защищённости, своевременному появлению эмоциональной децентрации, эмпатии, важную роль которой для психологического здоровья мы отмечали выше. И, напротив, негативные взаимоотношения, конфликтность в данной системе оказывают отрицательное воздействие на психологическое здоровье сиблингов.

Причины, обуславливающие характер взаимоотношений между братьями и сестрами, различны. Некоторые психологи (Дун Кендрик и др.) склонны считать, что они детерминированы отношениями в системе «мать – ребёнок» и проявляются в различных жизненных ситуациях, особенно же значимы в период ломки, расстройства сложившихся отношений ребёнка со значимыми членами семейной микросреды, депривации (появление брата или сестры, потеря их). Мать, которая откровенно беседует со своим первенцем о потребностях и чувствах новорождённого, предлагает принять участие в обсуждении и принятии решений относительно ухода за ним, способствует развитию доверительных, теплых отношений между сиблингами. Если же матери не обсуждают со своими первенцами появившихся на свет братьев и сестёр, не стимулируют сопереживание, сорадость по поводу родившегося ребёнка, то они снижают вероятность того, что их дети найдут общий язык.

Интересные и ценные данные относительно вариантов влияния положения «в созвездии братьев и сестёр» на их характер, целостное состояние личности приводит А. Адлер. Так, по поводу младшего в семье ребёнка он замечает: «Если младший ребёнок не может затмить старших, он часто уклоняется от своих обязанностей, становится трусом и вечным нытиком…». Младший ребёнок может вести себя и так, будто «он ощущает себя неполноценным и обойдённым вниманием». Пример такого поведения демонстрирует нам Малыш из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», зачастую страдающий от одиночества, беспокоящийся о том, что, когда вырастет, ему по наследству от старшего брата, так же, как и одежда, игрушки, достанется старая жена. А. Адлер выделяет тип младшего ребёнка, похожего на спортсмена, «бегущего марафонскую дистанцию, который внезапно натыкается на препятствие, не будучи уверен, сможет ли он его перепрыгнуть». В более поздних работах выявлено, что младшие сиблинги с возрастом становятся более самостоятельными, вместе с тем – менее покладистыми и более агрессивными.

Детский сад. Остановимся теперь и на группе объективных факторов, обусловленных включенностью ребёнка в систему взаимоотношений в дошкольном учреждении.

Для нормального психического развития ребёнка, его психологического здоровья чрезвычайно значимо удовлетворение потребности в принадлежности к социальной группе, в принятии членами своей социальной группы, в общении со сверстниками. Группа сверстников в дошкольном учреждении фактически является первой контактной малой группой, в которой ребёнок может удовлетворить эти важные потребности. Как показывают результаты нашего исследования, эмоциональное благополучие дошкольников в значительной степени определяется уровнем их популярности среди сверстников и удовлетворенности своими взаимоотношениями с членами «детского общества».

Высокий социометрический статус в группе, значительное количество взаимных со сверстниками выборов способствуют преимущественно благополучному эмоциональному состоянию ребёнка, в то время как низкий социометрический статус и отсутствие взаимных выборов создают основу для негативных переживаний дошкольника, что приводит к возникновению и развитию нарушений в его психологическом здоровье. Важнейшим фактором психологического здоровья детей является наличие взаимных со сверстниками симпатий. В нашем исследовании был обнаружен интересный факт: наиболее дружелюбны не самые популярные дети, а те, которые удовлетворены своими взаимоотношениями со сверстниками, т.к. уже установили некоторые дружеские отношения. Позитивное отношение к миру является результатом положительных переживаний дошкольника в связи с удовлетворением им важнейшей потребности в принадлежности к референтной малой группе, принятии и признании, дружеских отношениях. Ребёнок, у которого данная потребность депривируется, испытывает отрицательные эмоции. В дальнейшем это может стать причиной не только формирования негативного отношения к миру, но и серьёзных нарушений в развитии его личности.

Какие же факторы определяют положение ребёнка в группе ровесников? Исследования психологов свидетельствуют о наличии взаимосвязи между положением детей в группе сверстников с успешностью в игровой деятельности. Так, А.А. Рояк выделяет две основные причины непринятия ребёнка одногодками в игру: недостаточный уровень владения им игровыми действиями и операциями и рассогласование в его мотивации и игровой мотивации сверстников. Ребёнок, не принимаемый сверстниками в совместную игру, теряет одну из основных возможностей приобретения социальных умений, поскольку именно в совместных играх дети учатся согласовывать свои действия с требованиями выполняемой роли и группы, помогать друг другу и др. Основную часть непринятых в совместную игру детей составляют дошкольники с низким социометрическим статусом в группе.

Внутренний психологический конфликт между ребёнком и сверстниками в игре переходит нередко в другие виды детской деятельности. Обнаружена также взаимосвязь положения детей в этой группе с их успешностью в других видах деятельности – познавательной, элементарной трудовой, художественной.

В основе межличностных проблем ребёнка, успешность решения которых отражается на его психологическом здоровье, лежит, как не без основания считают многие психологи, доминанта собственной ценности и связанная с ней сосредоточенность на том, «что я значу для других»: сверстники воспринимаются лишь сквозь призму отношения к себе, оценки себя.

Важнейшим фактором, влияющим на положение ребёнка в группе сверстников и в целом характер взаимоотношений в «детском обществе», является педагог, стиль его общения с детьми и система ценностей.

Педагог, его ценности, отношение к детям, степень сопричастности к их внутреннему миру – фактор, в значительной степени определяющий и непосредственно психологическое здоровье ребёнка в дошкольном учреждении. В зарождении, установлении духовной близости в системе «ребёнок–взрослый» (наличие которой тесно связано с психологическим здоровьем ребёнка) особо важная роль В.И. Слободчиковым и А.В. Шуваловым отводится воспитательному такту (понимание и принятие взрослым детской самобытности, учёт возрастных возможностей, субъективного опыта ребёнка) и личностной зрелости. Отсутствие таких качеств у воспитателя создаёт вероятность неблагоприятного состояния психологического здоровья у его воспитанников.

Значим и стиль педагогического общения (авторитарный, либеральный, демократический). Ученые обнаружили, что наиболее сильное влияние на характер межличностных отношений в детской группе (а тем самым в немалой степени и на психологическое здоровье воспитанников) оказывают такие параметры педагогического общения, как форма и модальность оценочных обращений к детям: соотношение мягких и жёстких, позитивных и негативных оценочных суждений. Наиболее продуктивным является демократический стиль педагогического общения, которому характерны предвосхищающая позитивная оценка, превалирование положительных оценок деятельности дошкольников, мягких форм воздействия. В группах воспитателей демократического стиля руководства взаимоотношения детей отличаются наибольшей доброжелательностью, наименьшей конфликтностью, у них высоко развиты коммуникативные умения.

Детский дом. Дополнительные специфические факторы риска для психологического здоровья имеются у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа (дом ребёнка, детский дом). Мы уже отмечали негативное влияние на психическое развитие и психологическое здоровье ребёнка утраты родителей, возможности взаимодействия с ними. Но тогда речь шла о детях, воспитывающихся в условиях семьи, когда последствия депривации в общении с матерью (отцом) могут быть смягчены, в значительной степени компенсированы другими родственниками, близкими, неравнодушными к ребёнку, с любовью, теплом к нему относящимися. В учреждениях интернатного типа дети, лишённые родительского попечительства, находятся в иных условиях. При отсутствии близкого взрослого, который может заменить мать, у ребёнка нарушается формирование чувства безопасности, доверия к миру, так значимого для психологического здоровья.

Выделим особо и такой фактор, влияющий на психологическое здоровье воспитанников детского дома, как специфические условия жизни в учреждениях интернатного типа. Дети часто испытывают депривацию потребности во внимании, ласке, сопереживании, в личностном общении с близким взрослым. Ещё в 60-е годы венгерская исследовательница Э. Пиклер обнаружила отрицательные последствия «институциализации общения» взрослых с детьми, характерной для дома ребёнка. По мнению Э. Пиклер, отсутствие индивидуализированного, личностного общения со взрослым приводит к возникновению у детей пассивности, безинициативности, несамостоятельности, задержке его эмоционально-волевого развития, нарушениям психологического здоровья.

Специфические условия жизнедеятельности в учреждении интернатного типа (значительное число воспитанников в группе, относительно частая смена персонала, не всегда высокий уровень его профессионально-личностной готовности к работе с детьми, лишёнными родительского попечительства; более жёсткая регламентация поведения и др.) затрудняют установление детьми глубоких эмоциональных связей со «значимыми другими». Отсутствие таких связей негативно отражается на развитии позитивного самопринятия у воспитанников детского дома.

Учёные отмечают негативное влияние на эмоционально-личностное развитие детей и такого фактора, как отсутствие значимых событий в детском доме. Недостаток жизненного опыта, низкая эмоциональная насыщенность всей жизнедеятельности воспитанников детского дома лежат в основе развития у них социальной и культурной депривации. В связи с узостью круга социальных связей, отсутствием возможностей для выполнения разнообразных социальных ролей у детей-сирот нарушается формирование чувства социальной компетентности.

Особое внимание психологов обращено и к проблеме отсутствия свободного помещения, в котором ребёнок мог бы побыть один. Отсутствие возможностей уединения (либо крайнее ограничение таковых), вынужденное общение негативно отражаются на психологическом здоровье воспитанников детского дома.

pict-1Переживания детьми депривированных социальных потребностей проявляются в разных формах, способах, в том числе в их изобразительной деятельности. Так, рисункам дома, дерева и человека воспитанников детского дома характерны следующие особенности: расположение внизу листа бумаги, маленький размер (признак депрессивности, незащищенности), ветви у дерева опущены вниз, а на земле лежат опавшие листья или плоды (депрессивность, переживание потери), корни (нередко большого размера, глубоко уходящие в землю) подчёркнуты (незащищенность, поиск опоры, поддержки).

В рассказах многих детей по своим рисункам также проявляется состояние депрессии, незащищенность: «Дерево и одуванчики в грустном настроении», «В доме очень грязно. Здесь живет Баба Яга», «Человек – это снеговик. Он грязный и грустный», «На дереве сидит дятел и клюет его. Дереву очень больно, и поэтому оно плачет», «Дерево – это яблоня. Она грустная, потому что у неё опали яблоки» (см. рисунок 1) и т.д.

pict-2Обращает на себя внимание специфика изображения дома некоторыми воспитанниками дошкольного учреждения интернатного типа. Так, например, 6-летняя Оля полностью интенсивно заштриховала дом (без окон, дверей, трубы), что отразило её состояние тревоги, вызванное отсутствием эмоционально тёплого дома, семьи.

Депривация основных социальных потребностей воспитанников детского дома, являющаяся причиной их эмоционального неблагополучия, отражается на листе бумаги и вербализируется многими детьми: «Человек – это мальчик 6 лет. У него плохое, грустное настроение, потому что он потерял свой дом, а сейчас ищет его», «Мама стала Бабой Ягой, потому что пьёт водку», «Человека зовут Женя, ему 5 лет. У него грустное настроение, потому что он один, без друзей». На одном из рисунков воспитанников детского дома мама изображена с одной вытянутой вперёд рукой, длинными острыми пальцами, а другая рука спрятана за спину, черты лица прорисованы в первую очередь: «Человек – это мама. Она в плохом настроении, потому что пьяная». В такой манере изображения проявляется амбивалентность переживаний ребёнка: с одной стороны, он боится мамы, её проявлений физической агрессии, а, с другой стороны, жаждет близкого эмоционального контакта с ней.pict-3

Как и у дошкольников из детского сада, психологическое здоровье воспитанников детского дома определяется и таким фактором, как «детское общество», системой сложившихся отношений в нем. На общении и взаимоотношениях в группе детского дома стоит остановиться особо, поскольку они имеют ряд специфических особенностей, в силу чего их влияние на членов «детского общества», их психологическое здоровье имеет свои нюансы.

Основной особенностью общения воспитанников детского дома со сверстниками является низкая эмоциональная насыщенность, бедность содержания, что обусловлено недостатком общения со взрослым. Кроме того, в общении воспитанников детского дома развивается и проявляется своеобразная идентификация детей друг с другом, известная как синдром «мы» (В.С. Мухина). Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». Данное явление обусловлено спецификой личностной микросреды, т.е. системы отношений, в которые вступают дети данной группы. В структуре личностной микросреды здесь, как правило, отсутствует наиболее важный для развития ребёнка в дошкольный период компонент общения с родителями и другими членами семьи.

В норме чувство «мы», обеспечивающее защищённость, постоянство привязанностей, формируется у детей именно в данной системе взаимоотношений и отражает причастность к своей семье. В общении со сверстниками дошкольники из семьи ориентируются преимущественно на совместное переживание ярких радостных эмоций в процессе игровой и других видов деятельности. Таким образом, синдром «мы» есть проявление защитных, компенсаторных механизмов.

Дошкольники из учреждений интернатного типа ожидают от сверстника реализации своей потребности в чувстве защищенности, спокойствии, постоянстве дружеских отношений. Очевидны негативные последствия формирования данного защитного механизма: воспитанники детского дома совместно обособляются от «чужих», зачастую проявляя по отношению к ним агрессию, используя её в своих целях. Внутри своей группы дети обычно обособлены, не проявляют интерес друг к другу, сочувствие и сопереживание. Основная причина формирования такой позиции у воспитанников детского дома – искажение потребности в любви и признании. Выявлено, что воспитанники детского дома значительно реже своих сверстников из детского сада проявляют сопереживание, эмпатию. У детей из детского дома слабее выражено и умение понимать эмоциональное состояние другого. Кроме того, в ценностных ориентациях этих детей значительно реже выражена ориентация на взаимоотношения, оказание помощи, нежели у детей детского сада.

Наименее популярны среди членов своей группы те дети, которые с рождения воспитывались в условиях государственного учреждения и никогда не включались в систему детско-родительских отношений. В связи с социальной депривацией знания детей об окружающем мире бедны, уровень развития коммуникативных умений низок, что отражается на их общении с другими детьми, психологическом здоровье. Нетрудно заметить, что факторов риска психологического здоровья у воспитанников детского дома не только больше; многие из них – весьма специфичны.

Е. Чеснокова


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх