О развитии самостоятельности у дошкольников

Успешный личный опыт самостоятельных дел порождает у детей стремления проявить себя, попробовать свои силы в новых делах, почувствовать себя уверенно.

Отсюда большая воспитательная ценность именно успешной самостоятельной мнительности, которая как бы внутри себя содержит источник самодвижения личности, подталкивающий ее на решение новых задач, на реализацию своих возможностей.

Именно в дошкольном возрасте развивается стремление к независимым действиям. Не заглушить, а поддержать, укрепить, развить всем известное обучение ребенка в школе, т.к. от уровня развития состоятельности зависит готовность ребенка к ней. Переход ребят из дошкольного учреждения в начальную школу — это переломный момент в их жизни, т.к. дошкольники попадают в новую социальную среду. Они должны быть готовы к принятию социальной позиции младшего школьника, смягчить этот процесс возможно лишь с помощью достаточно развитой самостоятельности.

Стремление к самостоятельности у детей проявляется рано и связано чаще всего с преодолением трудностей. Самостоятельность младшего дошкольника в основном направлена на обслуживание самого себя. Желание действовать самостоятельно постепенно становится нормой поведения ребенка, определяющей чертой его характера. У детей старшего дошкольного возраста самостоятельность проявляется в смысле и в развертывании сюжетов коллективных игр, в умении самостоятельно и ответственно выполнять порученное дело, в выдумках, которыми они обогащают свои рассказы о виденном, в вопросах и рассуждениях. Самостоятельность не является изначально присущим личностным свойством. Она формируется в процессе развития личности, выступая одной из форм проявления активности.

В исследовании вопросов становления самостоятельности в научно-педагогической литературе выделяют различные подходы, что свидетельствует о сложности и многогранности изучаемой проблемы. Самостоятельность обычно исследуется в двух направлениях: вместе с другими морально-волевыми проявлениями личности или в определенном виде деятельности (учебной, игровой, трудовой) на различных возрастных этапах.

Существуют разнообразные точки зрения в определении сущности самостоятельности, но мы остановились на определении этого понятия, данного в работе В.П.Дубровой: самостоятельность есть свойство личности, выражающееся в стремлении действовать, не прибегая к помощи окружающих, в активности, инициативе при организации деятельности и достижении ее результатов, в нравственной мотивации самостоятельных действий (не затруднять окружающих, получить одобрение, проявить заботу, оказать помощь).

Рассмотрев самостоятельность исходя из ее структурных характеристик, т е. определяя составляющие этого качества личности как целого, исследователи выделяют:

  • интеллектуальный;
  • волевой;
  • эмоциональный и мотивационный компоненты.

В.П.Дуброва отмечает, что самостоятельность — это многокомпонентное психическое образование, затрагивающее интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы личности. Об уровне развития самостоятельности необходимо судить, учитывая их комплекс.

Формирование самостоятельности — это сложный процесс, имеющий свои определенные уровни (этапы, стадии). Исследователи выделяют:

1 этап — возникновение первых элементарных проявлений самостоятельности в каком либо виде деятельности или в определенных условиях;

2 этап — ее становление в отдельных видах деятельности;

3 этап — первоначальные проявления самостоятельности (перенос) в других, но сходных, однородных условиях; 4 этап — проявление самостоятельности как интегрального качества личности в новых условиях, в любой деятельности, творческое использование накопленного опыта самостоятельного действования.

Т.Гуськова определяет этапы развития самостоятельности, исходя из формирования ее основных компонентов — это способность ставить перед собой задачу; способность удерживать в памяти ее достижения; способность Соотносить полученный результат с исходным намерением. На начальном этапе нашего исследования мы выявляли отношение родителей и воспитателей к проблеме детской самостоятельности. Известно, что семья в жизни ребенка играет огромную роль, с рождения до поступления в детский сад воспитанием малыша занимаются родители, именно им принадлежит право первым заложить основу для будущего развития самостоятельности. Детский сад корректирует, углубляет и развивает ростки этого качества.

Без взаимосвязи и единства требований со стороны семьи и детского сада нельзя получить эффективный результат. Нами были предложены анкеты для воспитателей и родителей. Содержание анкет давалось, с целью определения н взаимной заинтересованности взрослых в воспитании самостоятельности у нетей. Воспитателям задавались вопросы, по которым можно было судить, в каком русле ведется работа в детском саду. Выяснилось, что педагоги заинтересованы в формировании детской самостоятельности, стараются использовать разнообразные методы и приемы (включение в доступную деятельность, пример, художественная литература, игры, поощрения и т.д.), а также создают условия для проявления самостоятельности.

Для родителей давался более широкий спектр вопросов. Они были направлены на выяснение состава семьи, видах деятельности, в котором проявляется самостоятельность, причины несамостоятельности. По полученным результатам можно сказать следующее: практически все родители заинтересованы в воспитании самостоятельности у детей. Однако 63% родителей не считают своих детей достаточно самостоятельными. Взрослые считают, что их ребенок должен быть самостоятельным в следующих видах деятельности:

  • самообслуживание — 73%;
  • участие в бытовом труде семьи — 62%;
  • выбор игр и занятий — 40%.

Реально же ребенок проявляет самостоятельность в следующих видах деятельности: игра, рисование, лепка, просмотр телепередач, рассматривание картинок в книге, уборка игрушек и т.д.

Все родители считают, что любые проявления самостоятельности у ребенка необходимо поощрять:

  • похвала — 63%,
  • материальное поощрение — 31%;
  • доверяю выполнение домашней работы — 5%;
  • игра — 1%.

Необходимо отметить, что и воспитатели, и родители выявляют одинаковые причины несамостоятельности ребенка:

  • гиперопека со стороны взрослых — 50%;
  • мало доверяют ребенку — 13%; ‘
  • наказание за неудачу — 7%;
  • навязывание интересов взрослых детям — 5%;
  • не дали ответа — 25%.

В анкете родители отмечают, что в процессе самостоятельной деятельности у большинства детей проявляется радостное, приподнятое настроение. Таким образом, можно сказать, что проблема формирования детской самостоятельности на сегодняшний день очень актуальна.

И родители, и педагоги понимают значимость этого качества личности, знают причины несамостоятельности. Пути разрешения данной проблемы хотя и разнообразны, но должны вести к единому результату: подводя ребенка к школьному порогу, надо помочь ему встать на свои ноги, уверовать в свои силы. «Я могу это сделать сам!» — вот конечный результат проведенной воспитательной работы.

Канаш Н.С., Поздеева Т.В.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх