О совместимости и срабатываемости в педагогическом коллективе

Немаловажное значение для психологического климата в трудовом коллективе имеют совместимость и срабатываемость его членов.

Что понимается под данными терминами? Некоторые специалисты выделяют совместимость группы и совместимость межличностную (А.В. Петровский и др.). Первая рассматривается как социально-психологический показатель сплочённости группы, который отражает возможность бесконфликтного общения и согласованности действий её членов в условиях совместной деятельности. Выделяют несколько уровней групповой совместимости. Нижний уровень составляют психофизиологическая совместимость темпераментов и характеров членов группы, сенсомоторная согласованность ими совместных действий, сплочённость, выражающаяся в интенсивности коммуникативных внутренних связей, а также во взаимности социометрических выборов. На более высоком уровне групповая совместимость выступает как согласованность функционально-ролевых ожиданий, представлений членов группы о том, что именно, с кем и в какой последовательности должен делать каждый из них при реализации общей, значимой для всех цели. Специалисты выделяют и высший уровень групповой совместимости [15. Психология. Словарь; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1990. с. 367—368]. Он характерен только для группы, достигшей высокого уровня развития — коллектива. Проявляется же он в ценностно-ориентационном единстве, в принятии ответственности и за успехи, и за неудачи друг друга, во взаимной референтности членов группы.

Что же касается межличностной совместимости, это прежде всего принятие партнёров по общению и деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве либо взаимодополняемости) социальных установок, интересов, ценностных ориентаций. Совместимыми считают обычно тех людей, которые в известном смысле неделимы (один не может без другого), автономны (в смысле внутреннего самоуправления). На основе такой совместимости возникают межличностная симпатия, субъективная удовлетворённость.

Руководители-мастера стремятся к укреплению совместимости, прежде всего — групповой.

Вместе с тем социальными психологами выявлено, что совместимость людей прямо не связана с продуктивностью в отличие от срабатываемости, где она может быть главным и непосредственным компонентом. Что же особенного в этой характеристике группы?

Опытные заведующие, руководители учреждений дошкольного образования, учитывают и эти нюансы. Прислушаемся к ним.

— «Подобрать пару в группу не так-то легко. Были у нас в детском саду два прекрасных воспитателя. Попытались работать вместе — трудно. Когда по одному работают — замечательно, порядок в группе, дети их мамами называют… При оценке пары по двум линиям иду: сильный, опытный и послабее, чтобы было кому учить. Стремлюсь к тому, чтобы в группе не было ребёнка воспитателя. Но учитываю не столько знания и опыт, сколько характеры. Важно, чтобы союз воспитателя и няни рождал в группе спокойную, доброжелательную обстановку».

— «Очень важно подобрать в пару не только воспитателей, но и помощника воспитателя. Некоторые воспитатели дружат с няней. Здесь есть «за» и «против». «За» — общая линия поведения, взаимопонимание, конфликтов почти не бывает. Но есть и «против» — воспитателю при таких дружественных взаимоотношениях нередко трудно потребовать, когда вынуждают обстоятельства. Но хуже, когда нет союза. Как сблизить их друг с другом? Некоторые помощники скрупулёзны, очень ответственно относятся к работе, авторитарны и претендуют на роль воспитателя… В яслях подобрались хорошие помощники воспитателя и воспитатели. Там, как в родном доме, очень тепло… Помощник воспитателя переживает за успехи деток, играет, поёт с ними… В садовских группах пока не у всех так получается. Труднее здесь эти проблемы решать. А надо».

Создание совместимых, срабатываемых триад воспитатель-воспитатель-помощник воспитателя для работы с конкретной группой детского сада — важная тропа оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе. В учреждениях дошкольного образования с благоприятным психологическим климатом такие «триады» — не редкость. Удовлетворённость своим трудом у воспитателей, работающих с коллегой, помощником воспитателя, с которым существуют психологическая совместимость, срабатываемость, существенно выше, нежели в случаях, когда эти качества отсутствуют.

Но только ли в этих системах отношений важны совместимость и сработанность? А разве их отсутствие между заведующей и заместителем заведующей по основной деятельности, между заведующей и музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания и воспитателями не вносит разлад в психологический климат детского сада? Не способствует возникновению в нём «трещин», дисгармонии? Не рушит единение коллектива? Необходимо, также заметить: сплочённость сотрудников (а вместе с тем и эффективность их труда) выше в тех коллективах, в которых есть совместимость, сработанность и в вышеобозначенных системах отношений.

Важно, чтобы представления о функциях, профессионально значимых качествах каждой из этих сторон взаимодействия соответствовали, совпадали, были близки с тем, что реально существует у человека, выполняющего определённую роль в конкретном детском саду. Значимо, когда поведение сотрудника отвечает социальным ожиданиям участников профессионально-делового взаимодействия. С благополучием именно в этой сфере отношений руководители нередко связывают благоприятный психологический климат в учреждении дошкольного образования, успехи в деятельности его сотрудников. Приведём несколько фрагментов из экспресс-характеристик заведующих, заместителей заведующих, музыкального руководителя успешно функционирующих учреждений дошкольного образования.

Заведующие учреждений дошкольного образования о своих заместителях по основной деятельности:

— «С моим заместителем по основной деятельности у нас взаимопонимание. Думаю, успех во многом от этого. Мне не надо её учить. И завхоз — грамотная, опытная. Если каждый «зам» на своём месте и сотрудничаешь с ними, то работать легко. Я им доверяю. Нет у нас с Л.К. разделения большого в работе. Она и с родителями умело общается. Доверяют ей. И хозяйственными вопросами она владеет…».

— «О.М. (заместитель заведующей по основной деятельности) — очень тактична, умна, эрудированна, разносторонне развита, приветлива. Хороший коллега… и в трудной ситуации не бросит. Но при этом несколько скрытна. Она грамотный педагог, хороший заместитель. Можно доверять полностью. Знаешь — не подведёт. Всё будет в порядке».

Заместители заведующих по основной деятельности о заведующих:

— «Мне нравится здесь, есть с чем сравнивать. Импонирует, когда руководитель не делит жёстко работу и не игнорирует методическую работу. Я чувствовала, что здесь будет лучше, и не ошиблась. У неё есть понимание ценности методической работы. Это важно. Воспитателей тогда легче «повернуть» к новому. И ещё мне нравится то, что её кабинет не бывает закрыт. Она открыта к общению: приходи, пожалуйста!».

— «Что характерно: прежде чем принять важное решение, М.А. советуется со мной, с психологом. Прислушивается. Это значимо для коллектива, мира в нём…».

Музыкальные руководители о заведующей:

— «Здесь комфортно… Заведующая — грамотный специалист. Других стремится понять, прислушивается. Мы с ней ладим. Помогает советом. Нет такого: «Вот я сказала — так и делайте». Поправить может, но не заставляет. Контрастирует с прежней заведующей. Сама проявляет интерес к музыке, к музыкальной деятельности».

— «Она заботится обо всех. Прежде всего — о детях. Оснащение образовательного процесса у нас хорошее, для оздоровления много делается, бассейн прекрасный. И для музыкальной деятельности кабинет неплохой, пополняется. Детсад для неё как дом родной. Это, пожалуй, самое сильное в ней. И о кадрах тоже думает. Что важно — творчеству не мешает, помогает, ценит его и у педагогов, и у детей. Гордится ими. Это каждого радует. Очень любит, когда мы детскую оперу или балет ставим, когда оркестр наш на утреннике выступает. Всегда приходит».

Наличие совместимости и сработанности в трудовом коллективе, во всех его «звеньях» и уровнях способствует сплочённости, рождению чувства «мы» (одна команда), укреплению чувства защищённости, веры в свои возможности, что так значимо для психологического здоровья каждого члена коллектива.

Е. Панько, Е. Алехнович, А. Гурко


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх