О вкладе К.Д. Ушинского в развитие педагогики и практики воспитания детей

ushinskiyПедагогические идеи К.Д. Ушинского основаны на его практической деятельности, которая проходила в Ярославском Демидовском юридическом лицее, Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц.

Особенно много новшеств он предложил в Смольном институте, где показал важность и ответственность роли женщины в семье и обществе. В результате девятилетний срок обучения был сокращён до семилетнего, оба отделения уравнены программой, в младших классах обучение стало наглядным, в основу был положен родной язык. Интересно и живо начали преподавать историю, географию, математику. Большую роль стала играть отечественная история. Он заложил основу педагогическому классу, определил двухлетний срок обучения будущих педагогов.

Именно в педагогической деятельности окончательно сложились взгляды К.Д. Ушинского в целостную систему. Он обратился к проблемам единства обучения и воспитания, важности нравственной стороны воспитания молодёжи, её гражданской и патриотической направленности, соединения обучения с овладением родной речью.

Размышляя о развитии педагогики, её связи с другими науками, Константин Дмитриевич создал фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» — шедевр всей его педагогической деятельности. В нём научно доказано, что педагогу необходимо глубоко изучить психические законы и душевную природу детей, знать обстоятельства их жизни.

К.Д. Ушинский смотрел на педагогику как на искусство, которому можно выучиться только на практике, поэтому считал, что педагогу нужна такая книга, которая помогла бы усвоению прежде всего свойств человеческой природы.

Он обосновал, с одной стороны, принцип созидательной педагогики, свободу и творчество учителя, а с другой — необходимость специальной теоретической и практической его подготовки. Константин Дмитриевич утверждал, что педагогика — не «собрание правил или педагогических рецептов» на все случаи жизни, а серьёзная наука, помогающая изучению психофизиологических и социальных основ воспитания. Он определил понятие педагогики, цель, предмет, средства воспитания, научно доказал важность изучения человека со стороны антропологии, физиологии, биологии, истории, психологии. Воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, является самой важной потребностью процесса формирования человека.

Особое место в его трудах занимали вопросы духовно-нравственного воспитания личности. Цель такого воспитания он увязывал с гражданской позицией личности, т.е. видел её в служении народу, Родине, в любви к людям, в труде. Свои идеалы нравственного воспитания находил в народном понятии морали, поэтому высшими качествами считал патриотизм, народность, гуманизм, правдивость, трудолюбие, дисциплинированность, твёрдую волю и характер, чувство самолюбия.

Другой важной составляющей формирования личности является трудовое воспитание, и педагог показал важность труда в психическом и воспитательном значении, в жизни человека вообще, рассматривал его как свободную и согласную деятельность в соответствии с христианским учением, доказал его связь с нравственным, умственным, эстетическим воспитанием.

Надо отметить, что К.Д. Ушинский особенно и бережно относился к личности ребёнка — с любовью, уважительно, терпеливо, умея понимать и прощать, часто называя ребёнка «дитя». Такая теплота пронизывает всё его педагогическое и художественное творчество.

В своё время тщательно изучив проблемы воспитания в зарубежных странах, К.Д. Ушинский сделал важный вывод о том, что нельзя его слепо копировать, уничтожив свою систему образования в угоду не всегда истинным ценностям Запада. Он показал неразрывную связь национальной системы воспитания с историей родного народа, его языком, религией, культурными традициями и обычаями, которые складывались на протяжении столетий. С этих позиций определил и пути развития национальной школы, которая должна быть построена на православных началах и соединять в себе как светское, так и духовное начало. В качестве основы воспитания Константин Дмитриевич выдвинул принцип народности, под которым понимал воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, с учётом его истории, характера, природных условий.

Важное место в педагогической системе Ушинского занимает родной язык, который и является самой прочной связью между поколениями, объединяя их в одно историческое целое. Родной язык, считал учёный-педагог, — это величайший наставник, учивший народ до появления книг и школ. Ребёнок усваивает не только слова, но и много понятий, мыслей и чувств, художественных образов, логику и философию языка. Именно поэтому К.Д. Ушинский занялся составлением книг для первоначального обучения детей до 10 лет.

"Детский мир" К.Д. УшинскогоПедагоги и воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают К.Д. Ушинского как автора двух популярнейших книг. В 1861 г. вышел «Детский мир», а в 1864 г. — «Родное слово». Они выдержали десятки изданий, по ним учились вплоть до 20-х годов XX века.

Ушинский создал «Детский мир» как школьное пособие для первоначального преподавания русского языка учащимся младших классов. Его цель — дать детям знания, развить их мыслительные и логические способности, в соответствии с этим и подобран материал.

«Детский мир» — попытка преподнести энциклопедические знания. Тематика книги разнообразна: рассказы о строении человеческого организма, о знакомых явлениях природы (дождь, ветер, роса, иней), предметах из неорганической природы (глина, железо, соль, золото), о важнейших географических открытиях и путешественниках (Коперник, Ньютон, Колумб), об истории. В первом издании опубликованы рассказы «Дети в роще», «О человеке», «О животных», «О растениях», «Отрывки из истории России».

В то время детям было важно дать не только научное объяснение разных природных явлений, но и показать, как человек воздействует на природу. Хрестоматию, которая дополняет книгу, составляют стихи, басни, рассказы лучших писателей. Здесь мы находим произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, В.Ф. Одоевского, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, А.Н. Майкова, В. Гёте, П. Беранже, Г.Х. Андерсена. Исторический отдел представляют отрывки из «Бориса Годунова», «Полтавы» Пушкина, «Бородино» Лермонтова.

К.Д. Ушинский умело разрешил трудную задачу популяризации исторического материала, следуя принципам В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова — воздействовать не только на рассудок, но и на чувства и воображение ребёнка. Стремление к систематизации и стройной логической последовательности определило как положительные качества, так и недостатки этих книг, которые критиковали за излишнюю перегруженность специальными сведениями. Несмотря на это, «Детский мир» сыграл важную роль в продвижении в школу классической литературы, практически осуществил идею реального образования.

«Родное слово» — это азбука и первая после азбуки книга для чтения с прописями, образцами для зарисовок, картинками в тексте. Первые две части книги содержат богатый материал для практического изучения русского языка, в третьей части даны сведения по грамматике и другим предметам (географии, истории, арифметике).

Книги К.Д. УшинскогоПридерживаясь индуктивного метода, великий педагог знакомил детей со знаниями об обычной жизни и окружающей природе, с основами религии, письмом, счётом и первоначальным рисованием. Свои дидактические принципы он отразил в «Руководстве к преподаванию «Родного слова», которое вышло несколько позже. Издание затрагивало широкий круг представлений и понятий: мир школы и семьи, обряды и обычаи, церковные праздники, домашние животные и растения, трудовые процессы. Ушинский последовательно проводил в жизнь принципы: от знакомого — к незнакомому, от простого — к сложному. Он дал комплекс знаний, группируя материал вокруг определённой темы: зима, лето, весна, осень, предметы обихода, орудия труда, деревня, город и т.д. Книга богата в жанровом отношении, здесь представлены рассказы, стихи, загадки, песни, пословицы…

Незаметно для себя, на увлекательном материале, на знакомых предметах дети учились различать видовые и родовые понятия, классифицировать и систематизировать. Каждая тема книги, в отличие от «Детского мира», была проиллюстрирована. К.Д. Ушинский ставил цель — развивать одновременно и логические способности, и речь ребёнка. Поэтому большое место отведено произведениям классиков и лучших писателей.

Особое место занимал в «Родном слове» фольклор. Первая книга целиком была посвящена народной литературе — сказкам, пословицам, загадкам, басням. В составлении фольклорной части Ушинский показал себя как блестящий педагог и методист. В расположении сказок соблюдена строгая последовательность, основанная на учёте возрастных особенностей детей. Сначала шли, к примеру, сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», во второй книге — сказки, раскрывающие внутренний мир героев («Сивка-Бурка», «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка») и другие. Пословицы использовались как заглавия к басням, стихам, сказкам, рассказам. Так решалась дидактическая задача — раскрыть более глубокий смысл произведения, подчеркнуть мудрость пословицы. Эти знания без труда, гармонично усваивались ребёнком через «Родное слово», помогали вживаться ему в быт народа, развивали любознательность, самодеятельность. Большое место в «Родном слове» занимали рассказы самого К.Д. Ушинского: «Четыре желания», «Как Мите сшили сюртук», «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Булочник», «Сапожник» и др.

Рассказы великого педагога и писателя и сейчас входят в круг чтения детей. Они написаны простым, доступным языком, понятны и интересны им, полны доброты и мягкого юмора, по ним и сейчас учат читать, познавать окружающую жизнь, используют в семье и детском саду во время бесед, занятий по рисованию и лепке и других видах деятельности. Они будят в человеке добрые чувства — благородство, справедливость, верность, сопереживание и сострадание. Мораль его сказок не навязчива. Детям дошкольного возраста рекомендуют читать рассказы и сказки писателя: «Бишка», «Васька», «Коровка», «Лошадка», «Уточка», «Ласточка», «Петушок с семьёй», «Два козлика», «Четыре желания», «Орёл и кошка», «Гусь и журавль», «Медведь и бревно» и др.

Рассказы и сказки Ушинского для детей младшего школьного возраста помогают легче овладеть русским языком, разными формами общения, формируют миропонимание и умение жить в окружающем мире, прививают устойчивый интерес к чтению.

Различные диалоги и ситуации, которые наполняют произведения писателя, ставят детей перед проблемой выбора героя, времени, учат мыслить, сопереживать, делать выводы и поступать правильно. Детям младшего школьного возраста рекомендуют читать рассказы

К.Д. Ушинского о детях: «Дети в роще», «Дедушка», «Трусливый Ваня», «Гадюка», «Бодливая корова»; рассказы о природе: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Ветер и солнце», «Утренние лучи», «Ручей», «Спор деревьев», «Дятел»; сказки: «Золотое яичко», «Умей обождать», «Плутишка кот», «Как аукнется, так и откликнется», «Мена», «Варёный топор», «Мужик и медведь», «Лиса и козёл», «Петух да собака», «Страшная коза», «Петух и кот» и другие.

Научное и творческое наследие К.Д. Ушинского актуально и востребовано сегодня. Оно изучается, пропагандируется, обогащает педагогическую теорию и практику.

Кравцова О.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх