О завершающих этапах нашей жизни

Анализируя психологические особенности возрастных этапов, относящихся ко взрослости, нельзя без внимания оставить и следующий за зрелостью этап, завершающий жизнь человека. Его называют стадией геронтогенеза.

Согласно периодизации возрастного развития, на которую мы уже неоднократно ссылались, в эту фазу своей жизни мы входим на рубеже 55—60 лет. Для женщин этот период начинается в 55 лет, у мужчин несколько позже — в 60 лет. И хотя эта возрастная стадия длится до конца жизни, очевидно, что люди, достигшие, например, 60 и 80 лет, хотя и находятся на стадии геронтогенеза, всё же имеют и определённые немаловажные отличия. Поэтому данный период подразделяется на три стадии — стадию пожилого возраста (55—75 лет), период старости (75—90 лет) и период долгожительства (старше 90 лет).

У каждого из нас кто-то из родных, коллег по работе, бабушки и дедушки наших воспитанников достигли этого возраста. Чем же характеризуется данный возрастной этап?

Как и большинство других возрастных периодов, этап геронтогенеза начинается очередным нормативным возрастным кризисом — кризисом пожилого возраста. Причины этого кризиса исследователи связывают с ухудшением физического самочувствия людей, появлением у них тревоги, обусловленной возможными материальными трудностями, осознанием надвигающегося конца жизни. Однако первоочередная причина этого кризиса, по мнению большинства исследователей, связана со страхом возможной невостребованности, забвения. В этом смысле пожилые люди и старики крайне уязвимы, они очень болезненно относятся к возможному будущему одиночеству.

Важно отметить, что анализируя данный возрастной этап, психологи и физиологи прежде всего отмечают неизбежные сомато-физические изменения у людей. После 50 лет начинает заметно снижаться выносливость, притупляется скорость нервных процессов, ухудшается сенсорная чувствительность, замедляются регенеративные функции, возникают проблемы с опорно-двигательным аппаратом. В этом возрасте отмечается также старение сердечно-сосудистой, иммунной, эндокринной и других жизненно важных систем организма. Бесспорно, важно учитывать эти факты и помнить о них. Но в то же время нельзя относиться к представителям данной возрастной группы как к беспомощным, утратившим возможность «дышать полной грудью» людям. Примеры достижений многих из них, представленные в книге Рекордов Гиннеса, порой вызывают не только удивление, но и безмерное восхищение и уважение. Так, например, кто-то в 82 года отваживается на кругосветный перелёт на одноместном самолёте, кто-то в 65 лет покоряет Эверест, кто-то отмечает очередной 70-летний юбилей прыжком с парашютом…

Да ведь не только книга Рекордов Гиннеса полна таких примеров! У каждого из нас есть знакомые, близкие, те, кто сумел сохранить до очень почтенных лет жизнелюбие, открытость всему новому, кто продолжает, как и раньше, заразительно петь, танцевать, сочинять стихи, у кого-то каждое утро начинается с комплекса зарядки, мягкого контрастного душа. Кто-то активно начинает (или продолжает) заниматься самообразованием, сохраняя активную личностную и гражданскую позицию.

Парадокс ситуации заключается также и в том, что, вступая в пожилой возраст, несмотря на появляющиеся проблемы со здоровьем, многие люди по-прежнему чувствуют себя полными сил, готовыми и дальше приносить пользу не только своим родным и близким, но и обществу в целом. Об этом возрасте ещё в своё время метко выразился видный общественный деятель Великого княжества Литовского Ян Протасович: «Старость — источник мудрости и жизненного опыта, передавая их молодым, заслужишь уважение и почёт».

Но бывает и другая ситуация. Достигнув пенсионного возраста, многие переживают состояние, которое можно назвать «шок отставки».

От чего же зависит такая полярность жизненных стратегий? Бесспорно, причин этому немало. К числу важнейших из них известный американский психолог Э. Эриксон относит те жизненные выборы, которые личность осуществляла на предыдущих этапах своей жизни, то, насколько продуктивно они были прожиты.

В первом случае человек чувствует себя состоявшейся личностью, достигшей гармонии с собой и окружающим миром. Собственную жизнь он оценивает как неповторимую и уникальную, принимая её во всём многообразии и разноплановости произошедших событий. Жизненную позицию таких людей можно определить словами Э. Эриксона: «Я есть то, что меня переживёт».

Но бывает и по-другому, если завершающая стадия жизни воспринимается личностью как неотвратимая катастрофа. Человек, оглядываясь в прошлое, видит в таком случае лишь неудачи, у него нет удовлетворения от того, как прожита его жизнь. Он замыкается, начинает искать виноватых…

Возможно ли смягчение этой ситуации? Конечно! Для этого важно заранее позаботиться о себе — найти круг увлечений, которым можно будет посвятить себя на пенсии. Для педагога дошкольного учреждения эта задача вполне решаема. Теперь его умения, так значимые для работы с детьми (петь, танцевать, изготавливать поделки из природного материала, владение техниками квиллинга, декупажа и т.д.), могут помочь как ему самому в творческом самовыражении, так и родителям его воспитанников — участникам клубов по интересам.

Важно выйти за пределы рассмотрения себя только как состоявшегося профессионала или родителя и посмотреть на себя с другой позиции, принять себя в новом статусе. В пожилом и более старших возрастах таких новых ролей может быть немало — специалист по цветоводству, по изготовлению кукол, бисероплетению, участник краеведческой студии при центре социальной помощи населению и т.д.

Специалисты в области геронтологии предлагают и другие, не менее значимые «тропы» для плодотворного, эмоционально насыщенного прохождения этого непростого жизненного этапа. Вот некоторые из них: оказание помощи близким, умение видеть красоту и чувствовать радость жизни во всех её проявлениях, придерживаться оптимизма, ценить юмор, заниматься творчеством, уметь контролировать уровень собственной тревоги и озабоченности. Значимо также выработать терпимое отношение к собственному самочувствию, принимать физический дискомфорт как неизбежный в данном возрасте, уметь переключаться на те занятия, которые помогают отвлечься от этих ощущений…

В большинстве случаев люди преклонного возраста — неисчерпаемый кладезь опыта, мудрости, знаний. Этот факт ещё в XVIII в. подчёркивал известный французский психиатр Ж. Моро: «Старые люди как музеи: их посещают не ради фасада, а ради сокровищ, которые хранятся внутри», — писал он. И, наверное, не случайно между миром детства и миром старости существует такая тёплая, трепетная связь. Многие из нас хранят в своём сердце нежные, полные любви и благодарности воспоминания о своих дедушках и бабушках. Благодаря им в детстве мы услышали множество таинственных сказок, поучительных историй, совершили важные открытия, получили полезные знания. Да и сегодня современные бабушки и дедушки готовы щедро делиться с малышами всем этим!

И у вас, уважаемые коллеги, есть уникальная возможность помочь бабушкам и дедушкам своих воспитанников, поддержать их в этот непростой период. Бесценный опыт бабушек и дедушек может очень существенно обогатить их внуков (и не только их)! Они могут поделиться своими секретами по уходу за растениями, животными. Полезно будет завести в группе копилку бабушкиных и дедушкиных советов. Не сомневаемся, такое общение обогатит не только воспитанников, но и их родных.

Возможно, кто-то из них научит своего внука или внучку новой песне, потешке, раскроет секрет фокуса, поможет освоить премудрости игры в шахматы или шашки. Думаем, они с готовностью и желанием откликнутся на участие в различных исследовательских проектах, которые детский сад может проводить совместно с семьёй. Перечень таких тем может быть безграничным, например: «Почему в хлебе так много дырочек», «Какое волшебство можно сделать с красками», «Что нужно, чтобы вырастить цветок». А в проектах, связанных со знакомством дошкольников с родословной своей семьи, бабушки и дедушки незаменимые помощники.

Опыт и знания, которые дети и взрослые приобретут в результате такого взаимодействия, бесценен для всех. Такое общение важно не только с познавательной точки зрения, но и, как отмечают исследователи, необходимо для поддержания психологического здоровья как тех, так и других.

Знания возрастной психологии, не сомневаемся, помогут педагогам и руководителям дошкольного учреждения не только грамотнее осуществлять образование и управление, но и дадут возможность сделать процесс профессионально-педагогического и управленческого взаимодействия радостнее, светлее, оптимистичнее, а результаты его — плодотворнее.

Панько Е., Алехнович Е.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх