О жизни М. Монтессори — учительницы и ученой (часть II)

С целью обучения и воспитания детей Монтессори разработала специальную методику, которая включала организацию специальной среды, занятия с дидактическим материалом, развитие слуха, зрения, осязания ребёнка.

В 1906 году она возвращается из Милана, куда её пригласили для работы в комитете по присуждению премий в области педагогики и психологии. Ей 36, она признанный специалист в области медицины и педагогики, высококвалифицированный исследователь. Но оказалось, что сделанное ею ранее было только подготовкой к делу всей жизни — работе в Casa dei Bambini, ставшим важной вехой в её научных педагогических поисках.

Открытое в 1907 году учреждение предназначалось для того, чтобы чем-нибудь занять детей, родители которых весь день были на работе. Заведение располагалось в одном из мрачных районов Рима — трущобах Сан Лоренцо. Монтессори стала директором Дома ребёнка. Друзья не могли понять, что заставило её согласиться занять предложенную должность. Для профессора университета с регалиями и званиями это было немыслимо. её коллеги-медики были шокированы не менее. Один из них сказал даже, что она уронила престиж медицинской профессии, опустившись до роли учителя в детском приюте. Но Монтессори проявила твёрдость и на сей раз не отказалась от своего решения.

Однако организаторы Дома ребёнка не собирались тратить ни пенни ни на игрушки, ни на какое-либо оборудование. Не было даже денег на питание. Было только помещение, провиант для одного взрослого, остающегося с детьми, и 50 маленьких воспитанников, не привыкших к порядку и дисциплине. Монтессори, к удивлению присутствующих на открытии Дома ребёнка, сказала, что это начинание даёт колоссальные возможности для развития детей. Она по-прежнему была занята своими многочисленными делами: преподаванием, исследованиями, практикой. Дети находились на попечении приглашённой ею женщины, которая раз в неделю докладывала о ходе дел в Casa dei Bambini.

Монтессори посещала Дом с целью наблюдения за учениками. Она приносила с собой обучающие материалы, предназначенные для работы с детьми с ограниченными возможностями, и предлагала своей помощнице давать их воспитанникам. Её цель состояла в изучении реакции детей. Потом она начала приносить игрушки, цветные карандаши и бумагу, которые давали ей друзья. Единственной мебелью в помещении было несколько больших столов, за которыми могли сидеть по трое детей, доска для учителя и массивный шкаф, куда складывали игрушки и материалы на ночь (он запирался на ключ).

С течением времени Монтессори стала замечать определённые перемены в детях. Угрюмые или непослушные, все они стали проявлять интерес к дидактическим материалам, которые сами выбирали. В отличие от своих сверстников с замедленной реакцией, внимание которых надо было привлекать, они сами моментально начинали пытаться расставить предметы, разместить кубики в порядке увеличения или уменьшения, разложить треугольники в предназначенные для них места на деревянном подносе. Они не только предпочитали эти материалы куклам, мячам, вагончикам, но пытались довести до конца начатое, а потом повторяли действия снова и снова.

Дети начали меняться и внешне. Они стали выглядеть здоровее, хотя поначалу не было разнообразия в питании или строго определённого времени пребывания на свежем воздухе. Гуманные методы общения меняли их: из неуправляемых или замкнутых они становились общительными, дружелюбными, активными, проявляли интерес к окружающему. Они выглядели довольными и счастливыми, им нравилось в Доме.

Как-то Монтессори увидела девочку, которая, не обращая внимания ни на что, пыталась распределить цилиндры в специальные места в контейнерах. Когда её окликнули по имени, она не отозвалась, продолжая своё занятие. Дети по просьбе директрисы стали петь, потом водить хоровод вокруг неё — никакой реакции. Подняли стул, на котором она сидела, но и тогда ребёнок не оторвался от своего занятия, только крепче сжал цилиндры в маленькой ручке. Насчитали 42 попытки выполнить действие. И только когда оно удалось, девочка оглянулась, и в глазах её были радость и счастье.

Монтессори сделала вывод о том, насколько у детей развито умение концентрироваться, а взрослые часто не видят этого и не используют в воспитательном процессе. Она также заметила, как меняются дети с изменением среды. Новые вещи появились у воспитанников. В ванной комнате были установлены весы для измерения веса перед купанием, а также умывальники. Каждый ребёнок имел собственное полотенце, мыло и щётку, которые хранились в маленьких шкафчиках. В комнате для занятий избавились от громоздких столов и стульев, заменив их новыми — более лёгкими, подходящими детям по росту. Место прежнего массивного шкафа занял новый — низкий и длинный, чтобы дети могли сами доставать нужные для занятий материалы. На стене появилась картина Рафаэля, прославляющая материнство. Началось изменение обучающих материалов, которые адаптировались для работы с обычными детьми.

Монтессори относилась к воспитанникам с большим уважением, что было совершенно новым опытом для них. Она учила их хорошим манерам — как двигаться бесшумно, сморкаться незаметно для окружающих, дышать легко. Однажды она вошла в комнату с четырёхмесячной девочкой на руках, которую взяла у матери во дворе, чтобы показать детям. «Посмотрите, как легко она дышит, — обратилась директриса к воспитанникам. — Никто из вас не умеет это делать лучше, чем она. А ведь ребёнок совсем крохотный». Дети застыли от удивления, стали придерживать дыхание. Воцарилась необыкновенная тишина, в которой можно было услышать тиканье часов. Они дышали бесшумно, что слышно было капанье воды в кране где-то далеко-далеко за пределами комнаты. Так родилось упражнение «Игра в тишину», которое стало существенной частью дня в школе Дома ребёнка, своеобразным упражнением в концентрации внимания. Педагог считала, что это эффективно мобилизует внешние и внутренние силы детей.

В другой раз она показала воспитанникам, как надо пользоваться носовым платком. Детей часто высмеивали или ругали за текущие носы, но никто не потрудился объяснить им, как решается эта проблема.

Воспитанники всегда с восторгом встречали Монтессори и после общения с ней провожали до самых дверей, наперебой выкрикивая слова благодарности. Как-то они следовали за ней до тех пор, пока она не вышла из здания. Каждому хотелось быть как можно ближе к директрисе. Тогда она сказала: «Когда будете возвращаться назад, идите на цыпочках и смотрите, чтобы кто-нибудь не пробил лбом стену». Дети моментально затихли и словно растворились за воротами здания.

В Доме ребёнка им помогали избавиться от страхов, обид, тревоги, учили устанавливать контакты друг с другом, вырабатывали адекватную самооценку, создавали условия для самостоятельного ознакомления с окружающим миром. Монтессори вносила радость в их жизнь, обогащая её новыми впечатлениями и опытом. Она никогда не критиковала детей, ободряла и поддерживала в любых начинаниях, была терпима к их ошибкам. Её основными принципами были: не навреди, верь в силы ребёнка, вселяй уверенность в него, развивай его волю и вноси радость в его жизнь. К детям проявлялись внимание и забота. Любые запреты отсутствовали.

Был выработан метод обучения, отличавшийся от остальных. «Это красный, — говорил учитель, держа в руке квадрат. — А это синий. Дай мне красный. Дай мне синий». Если ребёнок колебался или ошибался, материал откладывали в сторону до следующего раза, когда воспитанник будет готов к его восприятию, когда заинтересуется им. Детям показывали, как надо использовать материал, размещать по цвету, размеру, форме, сортировать, подбирать, после чего оставляли ребёнка наедине с самим собой, давая возможность сосредоточиться, сконцентрироваться. Детей учили отличать горячее от холодного, воспринимать различные звуки.

Как-то Монтессори заметила, что отличившихся награждают медалями, и стала наблюдать, как они воспринимают это. Воспитанники принимали отличия вежливо, но без интереса. Когда один из мальчиков предложил свою медаль товарищу, отстранённому от деятельности, тот с радостью принял её. Она пришла к выводу, что дети работают не из-за страха перед наказанием или в предвкушении наград — им доставляет удовольствие сам процесс. Награда была приятна наказанному, но не тому, кто был увлечён работой.

Со временем новые элементы были включены в ежедневную деятельность обитателей Casa dei Bambini: гимнастика, уход за растениями и домашними питомцами, приготовление и подача обеда. Введённые «упражнения практической жизни», ставшие частью распорядка дня, учили детей пришивать пуговицы, содержать в чистоте личные вещи и помещение.

Однажды Монтессори сказала, что у каждого человека день должен начинаться с того, чтобы самостоятельно заправлять постель. Осознавая, что гораздо сложнее научить детей самих одеваться, есть, пить, чем делать это за них, она стремилась к тому, чтобы самостоятельность стала содержанием их жизни.

Иногда дети уставали от занятий и даже игр. Это навело Монтессори на мысль о необходимости создать специальные гимнастические приспособления — своеобразный «забор» из параллельных брусьев и вертикальных шестов для физических разминок. Позже это стало необходимым элементом каждого помещения, в котором находились дети.

В классной комнате царили тишина и порядок, каждый занимался своим делом. Это впечатляло посетителей, которые стали часто появляться в Сан Лоренцо, прослышав о необыкновенном воспитательном эксперименте. Их удивляло, что дети свободно двигались, сами выбирали материал для работы, занимаясь с ним ровно столько, насколько это было им интересно.

Поскольку детей не заставляли сидеть спокойно и делать то, что им предлагали в данный момент, актуальной была проблема дисциплины. Некоторым казалось, что воспитанникам предоставляется слишком большая свобода. Действительно, они были свободны в выборе материала или занятия, но их свобода не имела ничего общего с анархией. Это была свобода возможности предпринять любое действие в рамках дозволенного, не доставляя неудобства тому, кто рядом.

Когда поведение детей выходило за рамки общепринятого (например, ребёнок сидел с ногами на столе или ковырял пальцем в носу), Монтессори активно вмешивалась и подавляла нежелательные действия. Однако детей никогда не наказывали. Наказанием считалось предоставление их самим себе, полная бездеятельность.

Суарес Л.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх