Об управлении дошкольным учреждением

Теория управления дошкольными учреждениями развивается как составляющая теории управления социальными организациями.

В ней, конечно, есть свои особенности, отличающие её от теории управления другими типами организаций (например, производственной). Однако в основе лежат общеуправленческие подходы. В настоящее время управление (менеджмент) всё чаще понимается как особая, интенсивно развивающаяся профессиональная деятельность, которая осуществляется не по «наитию», а на основе научных данных всеобщих научных принципов управления, пригодных для любой человеческой деятельности. Специалисты в области менеджмента трактуют управление как стимулирующий элемент социальных изменений, процесс планирования, мотивации и контроля, необходимый для достижения цели организации.

Управление же дошкольным учреждением сегодня всё большим числом специалистов рассматривается как целенаправленная деятельность, которая обеспечивает согласованность труда сотрудников, членов трудового коллектива, научно обоснованные воздействия на сотрудников (педагогов, обслуживающий персонал), детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

Функции управления разнообразны. Но мы остановимся лишь на функциях социально-педагогических, которые особо значимы в управлении педагогическим коллективом. В число таких функций известный специалист в данной области Р.Х. Шакуров относил: организацию, целевую ориентацию, активизацию, совершенствование деятельности и сплочение коллектива, развитие в нём самоуправления.

Изменившиеся в последнее десятилетие культурные и экономические условия, современная ситуация в образовании обуславливают необходимость переосмысления роли руководителя современного образовательного учреждения (в том числе – дошкольного), основных функций управления педагогическим коллективом, а также способов их реализации. И не случайно в последние годы активизировались поиски решения в данной сфере.

Нас, конечно, прежде всего интересуют функции руководителя дошкольного учреждения. То, что они разнообразны и сложны – признаётся всеми специалистами, их изучающими. Какие конкретно функции заведующего особо значимы? В этом вопросе пока нет единства.

Полагаем, в числе управленческих функций современного руководителя дошкольного учреждения прежде всего следует выделить такие как: проективно-конструктивную; диагностико-аналитическую; регулирующую и координирующую; изыскательно-инновационную; мотивационно-стимулирующую; контролирующую.

Успех в совместной деятельности сотрудников учреждения во многом обусловлен тем, насколько успешно его руководитель справляется со своими функциями и ролями, которые берёт на себя в процессе управленческой деятельности. Разнообразные, интересные классификации ролей руководителей предлагаются и описываются специалистами по менеджменту.

Как показывают наши наблюдения и, проведённые под нашим руководством исследования, наличие таких сильных команд в детском саду позитивно влияет и на психологический климат в педагогическом коллективе, психологическое, профессиональное здоровье его членов. В последующих наших беседах мы познакомим читателей с некоторыми из таких команд.

Разнообразны средства, методы, способы управления. Делаются попытки их классификации, группировки по разным признакам. Согласно М.М. Поташкину они могут быть сгрупированы по таким критериям, как: объект управления (государственные, региональные, внутришкольные); субъект управления (административные, хозяйственные, общественные и пр.); целям управления (стратегические, тактические, оперативные); механизм влияния (социально-экономической, психолого-педагогической направленности); времени управленческих действий (перспективные, долгосрочные, текущие); стиль управления (авторитарный, демократический, либеральный).

В управлении дошкольными учреждениями используются разные методы, средства, способы руководства. При этом основное место отводится организационно-педагогическим и тесно связанными с ним – социально-психологическим методам. Последние особенно широко используются при управлении становления и развития группы как коллектива, при создании творческих объединений (по профессиональным интересам, исследовательских групп и т.д.), по стремлениям к профессиональному росту, самообразованию и т.п.; для оптимизации психологического климата в дошкольном учреждении, укрепления психологического здоровья, предотвращения «профессионального выгорания» членов трудового коллектива и т.п. В эти (последние) группы методов управления относятся убеждения, поощрения, стимулирование, наказание, агитация, внушение, консультирование, пример и др. И опыт управленческой деятельности, и специальные исследования свидетельствуют: эффективность применения методов управления предполагает их оптимальное сочетание с учётом как возможностей каждого метода, так и конкретной ситуации, особенностей участников управленческого общения, их профессионализма, опыта, традиций, сложившихся в коллективе и др.

Совместная деятельность… Она, как видим, имеет особенности. В её организации чрезвычайно важное значение обретает фигура руководителя. Его управленческая деятельность носит специфический характер. О некоторых особенностях деятельности руководителя уже было сказано выше. Здесь же добавим: деятельность руководителя в теоретическом отношении характеризуется двойственностью её определения.

С одной стороны, это деятельность индивида, конкретной личности, действующей в определённых обстоятельствах. Вместе с тем, это персонифицированная совместная деятельность, поскольку то, что совершается отдельными исполнителями, объединяется, анализируется и согласуется руководителем. Отметим ещё раз и такую характеристику деятельности руководителя: в отличие от индивидуальной предметной деятельности основной формой взаимодействия руководителя выступает общение с другими людьми. И ещё важная особенность, обуславливающая специфичность деятельности руководителя: основной предмет деятельности руководителя (человек, группа) обладает собственной активностью; у него есть своя позиция, интересы, свои ожидания.

Для успеха в управленческой деятельности важно понять людей, «обратить» их в союзников. Это возможно лишь при регулировании лидером своих поступков, действий, развитии способности видеть себя глазами сотрудников, которыми он руководит. Важно также владеть психологической культурой.

Я. Коломинский


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх