Родительское общение, как средство воспитания детей

В последнее время большинство родителей испытывают определённые трудности в общении с детьми. Зачастую отцы и матери, особенно молодые, утверждают, что не могут найти с ними общего языка. В результате возникают конфликтные ситуации, недоразумения, отчуждения.

Как правильно строить общение с детьми в различных семейных ситуациях, как с помощью общения влиять на детей, взаимодействовать с ними?

В своих трудах ещё Я.А. Коменский рассматривал общение старших как средство морального воспитания личности ребёнка. Эти положения и идеи изложены им в «Материнской школе», «Великой дидактике», «Всеобщем совете об исправлении дел человеческих», «О развитии природных дарований» и др. Так, в труде «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» он пишет, что даже дети тянутся к общению, от колыбели радуясь дружественной близости людей… В главе «Метод нравов» «Великой дидактики» Я.А. Коменский, отмечая, что ребёнку жизнь придётся проводить в общении с людьми и в деятельности, делает вывод о том, что надо чаще общаться с благородными людьми и исполнять на их глазах всевозможные поручения. Этот вывод наиболее полно представлен в работе «О развитии природных дарований». Суть его состоит в том, что молодёжь необходимо отстранять от дурного товарищества, постоянно привлекать её к общению с людьми учёными, благочестивыми, честными.

На основании ряда исследований выделяются основные тесно взаимосвязанные функции родительского общения: информационно-познавательная, эмоциональная, регулятивная и корректирующая.

Информационно-познавательная функция предполагает обогащение детей информацией о моральных проблемах, принятых в обществе и семье, моральных нормах и правилах.

Эмоциональная функция общения. Роль родительского общения в данном случае состоит в развитии и обогащении эмоциональной сферы ребёнка. Как отмечал Л.С. Выготский, «ни одна форма поведения не является столь крепкой, как та, которая связана с эмоциями… Эмоциональные реакции оказывают существеннейшее влияние на все решительные формы нашего поведения, на все моменты воспитательного процесса». Нравственные чувства детей могут усиливаться или наоборот ослабляться под влиянием взглядов, мнений, переживаний, установок, мотивов поведения и действий родителей, их сопереживания, соучастия, сочувствия детским неудачам, горестям, трагедиям.

Воздействие родителей осуществляется с помощью убеждения как логического обоснования определённых моральных суждений, помогающих вырабатывать готовность не только придерживаться точки зрения родителей, но и поступать в соответствии с нею; внушения как вербального или невербального эмоционально окрашенного воздействия на ребёнка, которое предполагает «автоматическое» восприятие информации, выражающей мысли, чувства и волю родителей и побуждающей детей к определённым действиям, поступкам, поведению; заражения как невольной подверженности одного ребёнка или всех детей в семье определённым психическим состояниям; подражания как воспроизведения детьми образцов, черт поведения (поступков) или действий отца, матери, других членов семьи.

Изучение опыта семейного воспитания показывает, что действенность требований зависит от искренности и доброжелательности отношений родителей, от их умения варьировать в процессе общения средства и приёмы требования. В одном случае и по отношению к одному ребёнку это может быть предупредительно-строгий, неодобрительный взгляд или жест; во втором – менее или более твёрдая просьба; в третьем – указание в различных формах; в четвёртом – категорическое распоряжение.

Особенно важно проанализировать наличие у себя положительных и отрицательных коммуникативных качеств.

I. Положительные качества:

1. Вера в себя.

2. Вера в ребёнка.

3. Тактичность.

4. Вежливость.

5. Жизнерадостность, оптимизм.

6. Положительное отношение к замечаниям в свой адрес.

7. Отсутствие крикливости.

8. Доброжелательность.

9. Наличие импровизации в общении (умение найтись в любой ситуации).

10. Умение строить общение с одним ребёнком или несколькими детьми.

II. Отрицательные качества:

1. Неверие в себя.

2. Неверие в ребёнка.

3. Бестактность.

4. Отсутствие вежливости.

5. Пессимизм.

6. Отрицательное отношение к замечаниям в свой адрес.

7. Наличие крикливости.

8. Недоброжелательность.

9. Отсутствие импровизации в общении.

10. Неумение строить общение с одним ребёнком или несколькими детьми.

Чечет В.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх