Одаренность и методы ее выявления у дошкольников

В современной науке одаренность принято подразделять на общую и специальную, позволяющую добиться выдающихся результатов в определенном виде деятельности на основе имеющихся особенностей.

Специальная одаренность включает такие виды, как художественная, лидерская (социальная), творческая, интеллектуальная, психомоторная.

Психомоторная одаренность имеет специфические черты, что обусловлено характером деятельности. Здесь имеют место не только внутренние психические действия, но и внешние — движения. Причем сфера движений является основной сферой деятельности. Но это не отвергает концептуальных основ одаренности и не ведет к необходимости пересмотра структуры и механизмов ее развития.

Особенность сферы психомоторной одаренности позволяет судить о необходимости специального подхода к ее рассмотрению, заставляет принимать не только качественное, своеобразное сочетание моторных, функциональных, физиологических качеств индивида, но и психологические характеристики личности, что вызывает необходимость обращаться к знаниям в различных научных сферах — психологии, генетике, физиологии, анатомии и др.

Психомоторный компонент одаренности составляет некое единство движений с мышлением, чувством, воображением. Он включается в работу при взаимодействии в системе «мыслящее тело — предмет». Это может быть взаимодействие с физическими силами — сопротивлением предмета человеку; пространством, которым надо овладеть, чтобы целесообразно действовать; временем существования действия, когда необходимо найти оптимальный темп движений, ритм действия. Все это отражается в форме чувствования ребенком живых движений.

Какими чертами наделены моторно-одаренные дети?

Такие дети проявляют большой интерес к двигательной деятельности, обладают высокой зрительно-моторной координацией, отличаются развитым чувством равновесия в упражнениях, требующих балансирования тела, прекрасно владеют телом при маневрировании в движениях, играх, имеют хорошо развитую физическую силу. В основе таких достижений лежат как генетически детерминированные свойства организма, так и психические предпосылки.

К первым относится высокий энергетический уровень нервных процессов, повышенная биоэлектрическая активность мозга, высокая сенсорная чувствительность, повышенная скорость восприятия сенсорной информации и быстрая ее обработка, высокая концентрация нервных процессов и внимания, хорошо развитая двигательная память.

Ко вторым можно отнести такие, как самоактуализация, познавательные процессы, оригинальность мышления, склонность к дивергентности, способность к прогнозированию, концентрация внимания, оценка и самооценка, соревновательность и др., причем значимость психических качеств одаренной личности очень высока.

К примеру, любопытность — любознательность — познавательная потребность — лесенка, ведущая к вершинам познания. Жажда новизны, характерная для каждого здорового ребенка, у психомоторно одаренных детей особо выражена. Стремление познать возможности своего тела, овладеть новым движением — важнейшая психическая характеристика. Или склонность к задачам дивергентного типа, т. е. особенность творчески одаренного ребенка, не может не применяться к характеристике психомоторной одаренности детей.

Выбор кратчайшего, правильного решения, как внутреннее действие определяет эффективность внешнего действия и, как результат, выделение среди сверстников по признаку «психомоторная одаренность».

Близко к этому понятие оригинальности мышления как способности выдвижения новых, неожиданных идей, отличающихся от широко известных, общепринятых, банальных. Это качество — прекрасная возможность для реализации способностей ребенка, овладения им рядом специальных моторных качеств, характерных определенному виду спорта.

Логично предположить, что способность к прогнозированию — неотъемлемая черта в психомоторной характеристике одаренного ребенка, ведь предвосхищение результата своего действия до его осуществления, представление способа решения задачи, видение цели способствуют ее легчайшему достижению.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что понятие одаренности связано с понятием целостности структуры личности. Психомоторная одаренность должна рассматриваться как некий комплекс органически связанных компонентов, способностей. Как писал Б.М. Теплов, компоненты эти не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Они изменяются, переплетаются, приобретают качественный характер в зависимости от наличия и степени развития других компонентов.

Комплекс психомоторных способностей должен рассматриваться во взаимосвязи с мотивами, эмоциональной оценкой. Нельзя рассматривать их вне развития в обучении, деятельности, без учета взаимодействия ребенка с окружающей средой. Психомоторная одаренность выражается качественным сочетанием высокоразвитых моторных, функциональных я психических качеств индивида.

Проблема психомоторной одаренности труднодоступна методически правильному разрешению, поскольку включает сложный для объективного установления пункт количественной оценки. Проявление индивидуальной психомоторной одаренности де терминировано аспектами уровня раз вития, совершенства, пропорциональности составляющих организм человека систем, а также психомоторным аспектом, отвечающим за выполнение координированных двигательных актов с большим изяществом и гармонией.

Совершенно очевидна бесперспективность поиска детей, воплощающих все модельные характеристики идеала.

Возникает вопрос: возможно ли отдельными тестовыми методиками, экспресс-методами выявить явление, в котором изменения во взаимосвязи компонентов могут влиять на общую характеристику?

Психомоторная одаренность должна оцениваться как по комплексу альтернативных признаков, указывающих на наличие или отсутствие необходимых способностей, так и по комплексу признаков, выражающую различную степень их возрастного развития, ибо способности одаренных детей часто намного опережают уровень их хронологического возраста.

Вероятно, для некоторых признаков, характеризующих ведущие качества и способности, обеспечивающих успешность моторной, двигательной деятельности, должны быть определены пороговые значения (уровень развития, который следует считать полноценным задатком одаренности).

Например, в качестве пороговых значений могут быть приняты показатели, превышающие средние значения данного признака на величину двух стандартных отклонений. Свидетельством в пользу неординарных двигательных способностей могут служить жизненные наблюдения родителей и педагогов. Они могут дать информацию относительно индивидуальных особенностей моторного развития ребенка, начиная с раннего детства: о характере двигательной активности, начале формирования навыков прямостояния, ходьбы, речи, предпочитаемых играх, использовании в движениях правой и левой руки и т. д. Речевое развитие является достоверным показателем темпов и уровня формирования высших форм моторики, коррелирующих с общим развитием речевого управления поведением.

В.Шебеко, А. Булах


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх