Одарённый воспитатель для одарённых детей

Признание учёными разных стран особой значимости дошкольного детства в развитии способностей человека выдвигает на первый план для размышлений специалистов не вопрос: «Одарённый дошкольник?.. Не рано ли?», а множество других вопросов: «Как выявлять детскую одарённость? Какие условия стимулируют её раскрытие и развитие в дошкольные годы? Как построить работу с одарёнными дошкольниками, какую программу выбрать?».

Учёные мужи и простые обыватели издавна не могут дать однозначного ответа на вопрос: «Одарённость — это дар божий или крест, который необходимо нести всю жизнь?» Ведь неординарные способности одарённых детей провоцируют в их поведении как сильные стороны, так и особую уязвимость.

Как же одарённому ребёнку полноценно прожить дошкольное детство — такой важный период в его развитии? Ведь детство — особая пора, когда развитие идёт быстрыми темпами, а происходящие изменения весьма наглядны. Признание учёными разных стран особой значимости дошкольного детства в развитии способностей человека выдвигает на первый план для размышлений специалистов не вопрос: «Одарённый дошкольник?.. Не рано ли?», а множество других вопросов: «Как выявлять детскую одарённость? Какие условия стимулируют её раскрытие и развитие в дошкольные годы? Как построить работу с одарёнными дошкольниками, какую программу выбрать?».

Бытующее мнение о том, что талант всегда пробьёт себе дорогу сам, часто оказывается несостоятельным. Исследования показывают, что именно одарённые дети больше всего теряют, недополучают из-за несоответствующих условий обучения. Академик А.М. Матюшкин, в течение многих лет занимавшийся проблемой одарённости, отмечал, что одарённость может быть загублена на любом этапе, в том числе и в дошкольном возрасте.

Вспоминается случай и из собственной педагогической практики, когда к коллеге-воспитателю зашла сестра (руководитель изобразительной студии) и первым делом обратила внимание на выставку детских работ. Отзыв о рисунках детей был следующим: «Вот этих детей (указав на несколько работ) вы ещё не успели испортить!»

Однако не стоит обвинять педагогов, которые воспринимают одарённых детей как «странных», «ненормально задающих взрослые вопросы», «с бурной фантазией», «не приемлющих образцов и штампов». Они по доброте своей душевной, сравнивая таких детей со сверстниками, пытаются защитить их, приблизить к норме, подготовить к школьной жизни, где их такими «особенными» могут не принять.

Проблема зачастую кроется в неподготовленности педагогов к взаимодействию с одарёнными воспитанниками. И неготовность эта начинается с непонимания самих понятий «одарённость», «одарённый ребёнок». Опрос, проведённый нами среди педагогов детских дошкольных учреждений и средних школ, показал, что большинство респондентов под детской одарённостью понимают академическую успеваемость («хорошо занимается», «схватывает всё на лету», «внимательно слушает», «учится лучше других»).

К сожалению, у многих педагогов представление об одарённом ребёнке существует лишь на уровне обыденного понимания, сложившегося в обществе, часто отождествляющем его с отличником. А стереотип восприятия отличника предопределяет личностные и поведенческие характеристики: аккуратный, вежливый, добросовестный, послушный и т.п. Поэтому, отвечая на вопрос «С какими детьми вам больше всего нравится работать?», педагоги в основном выбирали качества, которые не всегда присущи одарённым детям. Им больше всего нравится работать с ребятами дисциплинированными, организованными, эрудированными, хорошо успевающими, быстро схватывающими новое, ясно выражающими свои мысли, приятными в общении, добрыми, аккуратными. Таким образом, высокий процент выборов отмечается в отношении тех характеристик, которые определяют ребёнка, «не создающего больших проблем».

По итогам проведённого нами опроса воспитатели выделили следующие, наиболее значимые педагогические качества для работы с одарёнными детьми:

  • умение разбираться в психологии одарённых детей;
  • умение чувствовать их потребности и интересы;
  • доброжелательность и чуткость;
  • высокий уровень собственного интеллектуального развития.

Необходимо отметить, что в число важнейших качеств, которыми должен обладать педагог, работающий с одарёнными детьми, редко попадали особенности, характеризующие его как творческую личность и человека, способного увидеть и оценить нестандартность мышления ребёнка.

По результатам исследования 96,8% респондентов обладают склонностью к работе с одарёнными детьми, но для эффективной работы от них требуются дополнительные ресурсы и активное саморегулирование в интеллектуальном процессе. У 3,2% опрошенных склонностей к работе с одарёнными детьми недостаточно, в большей мере педагог сам не проявляет к этому «особого рвения». Высоких показателей склонности к работе с одарёнными детьми выявлено не было. Это свидетельствует о том, что педагоги-практики не игнорируют наличие проблемы взаимодействия с одарёнными детьми. Трудности заключаются в отсутствии профессиональной подготовки.

Изменения, происходящие в последнее время, ориентированные на гуманизацию системы дошкольного образования, создание условий для развития индивидуальности каждого ребёнка, способствуют актуализации проблемы развития детской одарённости и способностей.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх