Оказание социально-педагогической помощи семье в детском саду

Из всех социальных институтов воспитания наиболее эффективным является семья как вечное, никогда и никем незаменимое общечеловеческое окружение жизнедеятельности взрослых и детей. Сила семейного воспитания заключается в том, что воспитательное воздействие ее на ребенка постоянное и долгосрочное. Именно в семье и начинается социализация личности ребенка, осуществляется передача детям приобретенного опыта, закладываются основы моральных качеств, трудовых навыков, норм поведения.

К сожалению, сейчас вместе со всем обществом семья переживает большие трудности, которые не лучшим образом отражаются на детях. Примерно около половины семей распадаются, увеличивается количество неполных семей, нарастает социальное сиротство.

И все же только во взаимодействии и партнерстве с семьей возможно достижение положительного результата в воспитании детей и молодежи. Семье нужна помощь. И в первую очередь социально-педагогическая. Разговор нужно вести о дифференцированном комплексном обучении родителей и оказании им реальной практической помощи силами квалифицированных специалистов по разным аспектам воспитания: педагогическим, психологическим, правовым, медицинским т. д. И, конечно, более эффективно могут организовать эту работу социальные педагоги.

Однако пока в дошкольных учреждениях таких специалистов считанные единицы, данные проблемы решают на местах воспитатели во главе с заведующей. Во-вторых, социальная политика в государстве должна быть направлена на укрепление престижа семьи в обществе, ее экономическую поддержку.

Необходимы концепция государственной семейной политики, повышение ответственности семьи за воспитание детей, конкретные меры по материальной поддержке семей, которые воспитывают детей, формирование престижа семьи средствами массовой информации, политическими и государственными лидерами.

Педагоги дошкольного учреждения должны заботиться:

  • о том, чтобы ребенок комфортно, уверенно себя чувствовал в группе и семье;
  • чтобы его окружение было благоприятным и воспитывающим;
  • чтобы его семья достойно выполняла свои функции.

Все это вместе взятое и есть не что иное, как социальное благополучие юного гражданина.

При оказании социально-педагогической помощи семье необходимо учитывать тип современной семьи с учетом воспитательных возможностей, педагогического типа родителей:

  • семья, благотворно влияющая на развитие личности ребенка, где дети воспитываются в условиях взаимоуважения, взаимопонимания и доверия, на основе любви, свободы, веры и, непременно, трудовой и общественной деятельности;
  • семья с верными установками на воспитание, но в силу низкого уровня педагогических знаний, неблагоприятных социально-экономических условий допускает просчеты в семейной педагогике;
  • семья с конфликтными отношениями, где, как правило, царит атмосфера грубости, несправедливости, а иногда и аморального поведения родителей.

Конечно, необходимо оказывать социально-педагогическую помощь и поддержку разным семьям, однако семьи 2-й и 3-й группы нуждаются в ней больше всего, так как большинство детей, которые сегодня попадают в поле зрения правоохранительных органов (а это в недавнем прошлом наши дошкольники), являются жертвами отрицательного влияния семьи, социального окружения.

Мы, педагоги, причастные к воспитанию ребенка, оказывая социально-педагогическую помощь семье, должны ставить следующие задачи:

  • выявление потребностей детей, их семей в разных видах и формах социальной помощи и её оказание;
  • оказание семье консультативных, социально-педагогических и юридических услуг;
  • комплексное изучение, анализ и практическое решение проблем социально неблагополучных детей (жестоких, конфликтных, замкнутых, ЗПР, из семей алкоголиков, неполных, многодетных);
  • содействие семье в повышении ее воспитательного потенциала, общей культуры, формировании здорового образа жизни;
  • осуществление групповой и индивидуальной работы по профилактике негативных явлений среди детей (беседы, тренинги, решение проблемных задач, ситуаций, чтение и др.);
  • прогнозирование социальной помощи детям и их семьям;
  • обучение и развитие детей в соответствии с их индивидуальными психофизическими особенностями.

Как видно, задачи стоят достаточно сложные, и в их решении должны принять участие социальные педагоги, психологи, другие специалисты, способные осуществить это профессионально.

А. Гуз


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх