Организационно-психологический климат педагогического коллектива

Чаще всего под понятием: «организационно-психологический климат» понимается внутреннее состояние организации, отражающее способность достигать стоящие перед ней цели. К настоящему времени выявлен ряд характеристик организационного климата (Д.Х. Литви, Р.А. Стрингер и др.). К числу основных относят такие качества, как: социальные ценности и установки, нормы поведения, уровень идентификации индивидов и групп с организацией, сплочённость и совместимость её членов, приемлемость руководителей для подчинённых, уровень удовлетворённости работников трудовой ситуацией в целом, условиями труда, заработной платой, характером межгрупповых отношений. На формирование организационного климата в коллективе влияет формальная структура организации, в отличие от социально-психологического климата, который больше связан с состоянием неформальной структуры коллектива.

В каждом учреждении дошкольного образования свой психологический климат. Но есть, наверное, и какие-то общие черты, отличающие коллективы с благоприятным психологическим климатом. Попытаемся выделить некоторые из них.

Специально проведённые исследования (Р.X. Шакуров и др.) показывают, что группа школ, имеющих лучшие результаты, превосходит группы данного типа образовательных учреждений с более низкими результатами по всем показателям психологического климата [Шакуров, Р.X. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / Р.Х. Шакуров. — М., 1982.]. Аналогичные данные были получены нами при изучении педагогических коллективов учреждений дошкольного образования. Самое большое различие было выявлено в особенностях общественного мнения педагогических коллективов и в личности руководителей учреждений дошкольного образования.

Педагогические коллективы с благоприятным психологическим климатом отличают сформированность мнения, взаимоуважение, единство позиций.

Это отмечают и сами члены таких коллективов.

— «Детский сад привлекает своей атмосферой, «домашностью», теплом. Я работаю здесь уже больше двадцати лет. На моих глазах складывался коллектив. Приходят молодые, их всегда представляют на педсовете. Праздники, юбилеи всегда вместе отмечаем… И заведующая всегда с нами».

— «Есть детские сады шикарные: бассейны, оборудование… Но ведь главное — создать здоровьесберегающие условия. В нашем саду, думаю, это удалось. Есть родители, которые переехали в другие районы, но продолжают водить к нам своих детей. Заведующая сама подбирала людей. Коллектив получился хороший. Легко в нём. Важно, что дело всех объединяет, климат к творчеству располагает. Тепло и свободно здесь, улыбкой тебя встречают от сторожа до заведующей».

По иному чувствуют себя педагоги, работающие в условиях неблагоприятного психологического климата.

— «…В нашем саду нет единства. Общаются в коллективе только с теми, кто ходит в одну смену, а воспитателей другой смены они как бы игнорируют. На этой основе у многих появляется и негативное отношение воспитателей одной смены к другой. Новому человеку очень трудно войти в коллектив».

— «Я бы не назвала наш коллектив дружным и сплочённым. И считаю, что это вина нашего руководителя, т.к. решения её единоличны, отсутствует открытое обсуждение, высказывание мнений. Руководитель не умеет строить диалог. И наш коллектив разделён на группы. Каждая старается ”тянуть одеяло на себя“, отстаивать свои интересы…».

Одно из важнейших социально-психологических свойств коллектива — его сплочённость. Выделяют следующие основные показатели сплоченности: теснота психологических связей, удерживающих её членов вместе, стремление членов коллектива работать сообща (спаянность).

Педагогические коллективы с благоприятным психологическим климатом отличаются высокими показателями сплочённости. Свой вклад в формирование этого качества коллектива и психологического климата вносит руководитель учреждения дошкольного образования. Полагаем, собственный опыт, а также некоторые из приведённых выше примеров дают основание читателю согласиться с таким утверждением. Вместе с тем обратим особое внимание на то, что руководители коллективов с благоприятным психологическим климатом влияют на сплочённость группы преимущественно опосредованно, путём оптимизации деловых и межличностных отношений между сотрудниками, улучшения условий их совместной деятельности и т.п.

Одни так делают, опираясь на интуицию, опыт, другие — и на свой «багаж» психологических знаний. Прислушаемся к самим руководителям (фрагменты из интервью с ними).

Что объединяет коллектив? Как шли к единению?

— «Не только работа, но и совместная деятельность, прежде всего вне должностных обязанностей. Например — дни рождения, праздники. Для людей значимо, что их личный праздник является совместной радостью. Стараемся учесть и личные интересы сотрудников — юбилеи, рождение ребёнка, другие важные события в жизни. Но не только это помогает. Недавно, например, провели семинар ”Здоровье — это…“. Каждая команда своё понимание выражала составленными коллажами, подготовленными презентациями… Когда принимают участие и воспитатели, и их помощники, это позволяет проявлять индивидуальность и формировать личность… Самая маленькая деловая игра может дать весомый результат… Одна задача при подготовке мероприятия у каждой группы. А способ решения ищут свой. И важно — сами могут перестраиваться».

Кто помогает в этом?

— «Конечно заместитель, психолог, руководитель физического воспитания… Смотря, какое мероприятие готовится».

Как удаётся коллективу вашего детского сада вот уже более десяти лет оставаться «одной командой», при этом — лидирующей в районе?

-«Есть костяк. Он тесно работает, эталоны задаёт не только в работе, но и просто в человеческих отношениях. Мы сами участвуем в общих делах. Традиции есть в саду, стараемся их поддерживать. Праздники вместе отмечаем, дни рождения. Люди любят посидеть вместе, почаёвничать, тогда они раскрываются, и я замечаю — это очень объединяет. После ты уже своему коллеге не нагрубишь. И я могу более естественно спросить о личном. У человека должна быть возможность высказать своё мнение в естественной обстановке, продемонстрировать свои другие грани, кроме профессиональных, даже, может быть, похвастаться чем-то (успехами своих детей, кулинарными способностями и т.п.). Ну и трудности, работа тоже сплачивает, особенно творческая. Люди объединяются, чтобы успешно решить проблему. И знаете, когда делом интересным заняты, забывают о мелочах. На первом плане тогда другое — общее. И это объединяет».

Такого рода позиция руководителей способствует формированию важного показателя сплочённости группы ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ). В нём проявляется, фиксируется степень совпадения оценок, позиций её членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом [Психология. Словарь; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1990.  с. 441].

В ходе специальных исследований выявлено: высокая степень ЦОЕ является важным источником интенсификации внутригруппового общения, а также повышения эффективности совместной деятельности.

Фактором, влияющим на психологический климат коллектива, сплочённость его членов (и особенности формирования также!) является состав группы (возраст, пол). Ряд трудностей в деятельности заведующей, причин неблагоприятного психологического климата в учреждении дошкольного образования его руководители и сотрудники связывают именно с этим фактором.

— «В детском саду много молодых воспитателей, и у них свои интересы, а у пожилых — свои. Стараемся объединить эти группировки, но пока не получается».

Подобного типа ситуации складываются в тех случаях, когда руководители не учитывают, игнорируют психологические особенности каждой из возрастных групп (например, повышенную потребность молодёжи в общении, специфику решаемых ими в этот период жизненных задач и др.; повышенную ранимость, обидчивость, потребность в признании опыта у пожилых). Это часто ведёт к разобщённости в коллективе, расслоению его на возрастные группировки, возникновению «референтных» групп «на стороне».

Специфичны и проблемы, связанные с гендерными особенностями членов коллектива. «Коллектив детского сада чисто женский. Постоянные женские интриги, завистливость, ”вулкан“ эмоций  ”на пустом месте“». К сожалению, подобного рода «портретов» педагогических коллективов у нас в «портфеле» немало. Центрация в них внимания на повышенной эмоциональности, импульсивности, эмоциональной нестабильности, возбудимости не удивительна. Портреты созданы наблюдательными людьми. Специальные исследования подтверждают: женщины проявляют в большей степени свою эмоциональность в чисто женских группах, нежели в смешанных; тревожность и нейротизм, ведущие к эмоциональной нестабильности у лиц женского пола выше, чем у мужчин; у женщин выше завистливость, они более свободны в выражении страха и грусти, чем мужчины и др. [Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. — СПб., 2007.].

Наиболее оптимальный для благоприятного психологического климата — смешанный половой состав трудового коллектива (повышается культура поведения, усиливается мотивация общения).

Существуют и другие факторы, обуславливающие психологический климат в группе (образование её членов, их психологическая культура, стиль руководства, увлечённость совместной поисковой деятельностью, совместимость и срабатываемость и др.). Остановимся на некоторых из них.

Е. Панько, Е. Алехнович, А. Гурко


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх