Организация игровой деятельности детей как условие их социализации и показатель профессионализма воспитателя дошкольного учреждения

Воспитательная и игровая деятельность — различные стороны единого целого. Игра осуществляется непосредственно в самом «театре жизни» и без всяких предварительных репетиций.

Уровень развития, индивидуальные особенности ребенка и конкретные условия его жизни во многом определяют избирательные отношения к объективно стоящим перед ним задачам. Эти же обстоятельства влияют на активность маленького человека, способность выдвижения целей, готовность и последовательность в их достижении. Эта активность ребенка проявляется в виде социокультурной деятельности, определяется нормами культуры, а не познанными объективными закономерностями. Осуществляя их, человек, по мнению А.В.Мудрика, на различных возрастных этапах как бы осуществляет своеобразную игровую деятельность, реализуемую как минимум в пяти актах.

Акт первый театр жизни. Ребенок, стихийно взаимодействуя со своим социальным окружением, неосознанно, некритически усваивает те нормы и ценности, тот стиль жизни и мышления, которые он видит в семье, в ближайшем микросоциуме.

Акт второйиграется в театре драмы. Театр драмы — это воспитательные организации (детский сад, школа, внешкольные учреждения детей, клубы и др.), а также неформальные группы, образующиеся в каждой из этих организаций. Социализация происходит здесь с помощью так называемого институционального механизма. Суть ее в том, что, взаимодействуя в разных организациях, ребенок накапливает соответствующие знания и опыт социально одобряемого поведения. Одновременно он обретает опыт имитации такого поведения, опыт относительно бесконфликтного избегания выполнения культивируемых в воспитательных учреждениях норм. Какие нормы будут усвоены, какие будут лишь имитироваться, какие избегаться, зависит от атмосферы тех коллективов и неформальных групп, которые возникают в воспитательных организациях.

Акт третий театр марионеток. Потребность в эмоциональном контакте со сверстниками, необходимость реализовать себя в другом очень велика, но удовлетворить ее удается далеко не каждому и далеко не всегда. И тогда в ход идут любые средства. Одно из них — стремление соответствовать детской или подростковой субкультуре. Начинает действовать стилизованный механизм социализации. Это проявляется, прежде всего, в ценностных ориентациях школьников, почерпнутых ими в соответствующей субкультуре. Ученик становится своеобразной «марионеткой» социальной группы подростков, имеющей жесткую статусную структуру и систему навязываемых ценностных ориентаций и норм.

Акт четвертый в камерном театре. Речь идет о межличностном механизме социализации в общении с субъективно значимыми людьми. Прежде всего, это межличностные отношения с родителями, родственниками, соседями, сверстниками. В процессе этого общения у ребенка вырабатываются соответствующие взгляды, усваиваются те или иные нормы и ценности.

Акт пятый — играется в театре грез, отражающих опосредованность механизмов социализации рефлексией, т.е. внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества: семье, обществу сверстников, значимым людям. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов (между различными «я» человека, с реальными или вымышленными лицами, с некими сверхъестественными силами и т.п.), который происходит наедине с самим собой.

Когда игра начинает представляться лишь «детской забавой» и детское дошкольное учреждение «всерьез» начинает готовить ребенка к так называемой «взрослой жизни», игнорируя при этом превратности реальной детской жизни, повседневные проблемы, всецело устремляясь в будущее, желаемые результаты оборачиваются нередко не только семейной трагедией, но и своеобразным духовным тупиком в развитии всего общества. Казалось бы, что предосудительного в том, что дошкольное учреждение ориентируется на «социальный заказ» родителей, имеющих деньги, и уже с раннего возраста ориентирует их на реальные достижения или будущий успех в той или иной сфере профессиональной деятельности. Предосудительно то, что такое дошкольное учреждение формирует самосознание «крутого», «хозяина жизни», которому вовсе не обязательно считаться с другими, уважительно относиться к собственной национальной культуре и ее основополагающим ценностям, переходя сразу к изучению иностранных языков. При таком подходе невозможно сформировать не только чувство патриотизма, но и элементарную нравственную культуру, без которой всякий профессионализм теряет свой смысл и становится социально опасным.

Любой профессиональной подготовке должно предшествовать духовное развитие. Духовное развитие — это, прежде всего, развитие человека как субъекта соответствующей культуры, его творческих, адаптационных, познавательных, интегративных, идентификационных и других индивидуальных и общественных способностей. Степень духовного развития ребенка отражается в активности и пассивности личности и его коллективной деятельности, нравственном и безнравственном ее содержании, самодеятельности и конформизме, в вере и безверии в те или иные ценности. В конечном счете, она проявляется в надеждах и чаяниях отдельных людей и целых народов, той нравственно-психологической атмосфере, в которой протекает их повседневная жизнь. Содержание духовности определяет нашу общественную сущность, то, что мы собой представляем как личности, народ, нация, страна.

Складывание нравственных представлений и стереотипов поведения в детском возрасте сочетается с формированием основных психофизиологических структур личности: ее потребностей, способностей, воли и других личностных качеств. Без нравственных потребностей и способностей нравственное поведение из действительного регулятивного фактора превращается в своеобразную личину или маску, отнюдь не выражающую «я-структуру» личности. Когда нравственное самосознание у ребенка отсутствует, он просто подстраивается под ситуацию подобно хамелеону. Он знает, что воспитателю, родителям, учителю, начальнику надо всячески угождать, приспосабливаться к их требованиям, имея на уме достижение с их помощью своих эгоистических целей. Такой ребенок обычно послушен, он не дерзит и не нарушает дисциплину. И когда вдруг «грянет гром» совершенного им преступления, мы искренне удивляемся. Надо же, такой был хороший мальчик!

Левко А.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх