Основные подходы к проведению интегрированных занятий с дошкольниками

Опыт практической работы, анализ публикаций в педагогических средствах массовой информации и методической литературы приводит к выводу, что с помощью интеграции всех видов деятельности ребёнка в дошкольном учреждении на качественно новом уровне можно решить задачи обучения, развития и воспитания детей.

Интеграция образования позволяет решить поставленные в настоящее время перед образовательными учреждениями задачи. Её результаты проявляются не только в интенсификации, систематизации, оптимизации познавательной деятельности, но и в овладении основами культуры.

Интегрированный подход рассматривается как взаимосвязь специфических дошкольных видов деятельности — игровой, трудовой, предметной, изобразительной, музыкальной, речевой и других.

В каждом из этих видов реализуются задачи умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического воспитания, причём не только на этапе закрепления усвоенного материала, но и при получении новых знаний и представлений, содействующих формированию целостной картины мира.

Сложившаяся к настоящему времени методика обучения дошкольников направлена на познавательное развитие (развитие речи, мышления, элементарных математических представлений, формирование сенсорных способностей и экологической культуры), а также на эстетическое и физическое воспитание.

Наиболее часто интегрированные занятия рассматриваются в содержательном плане, когда под руководством педагога на уровне ассоциаций ребёнок переносит знания, сведения, представления из одной предметной области в другую. Поэтому важным условием организации интегрированных занятий является отбор содержания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, что соответствует дидактическим принципам доступности, систематичности и последовательности.

Такой ассоциативный аспект интегрированных занятий отражает особенности познавательной сферы дошкольника, а именно особенности его внимания, памяти и других познавательных процессов.

В реальной практике работы дошкольных учреждений зачастую принцип интеграции реализуется только в виде комплексных занятий, имеющих цель обобщения знаний. Комплексности в теории дошкольного образования всегда отводилось большое внимание.

По словам Н.А. Ветлугиной, комплексность подразумевает целостность, образующуюся из отдельных частей (искусств, видов детской художественной деятельности), утрачивающих в системе свою относительную самостоятельность. Интегрированный подход к организации занятий, в отличие от комплексного, может рассматриваться как формирование совокупности способов познания и познавательной мотивации, перенос способов познания из одной предметной области и из одного вида деятельности в другие.

Ведущее внимание в них уделяется развитию личности дошкольника в разных видах деятельности, которые не существуют автономно, дифференцированно, а взаимодополняют друг друга, объединяются в единый целостный педагогический процесс. Способы познания у дошкольников формируются в специфических детских видах деятельности — игре, рисовании, лепке, аппликации, конструировании, музыкальной и театральной деятельности. Ребёнок овладевает ими в многообразии, и итогом их освоения является совокупный развивающий эффект.

Сказанное свидетельствует о принципиальной возможности использования интегрированного подхода в процессе формирования широкого спектра умений дошкольников на базе различных образовательных сфер.

Необходимо подчеркнуть, что процесс интеграции представляет собой не механическое соединение отдельных элементов содержания обучения, а качественно новый уровень их взаимодействия.

Анализ литературы показал, что существует ряд различных подходов и направлений в данной области: интеграция через поиск межпредметных связей, тематическое планирование по принципу одновременного изучения сходных тем; интеграция способов познания, познавательной мотивации дошкольников; объединение усилий педагогов образовательного учреждения и семьи.

Важным для проведения интегрированного занятия становится определение соотношения знакомого и нового материала. Новый материал обязательно должен основываться на уже изученном и хорошо усвоенном, что будет способствовать быстрому построению ассоциаций, привлечению ребёнка к решению проблемной ситуации своего опыта, актуализации имеющихся знаний.

Занятие должно носить игровую форму. Именно она даёт глубину восприятия и эмоциональную окрашенность. Дошкольник, увлечённый замыслом игры, не замечает, сталкиваясь с трудностями, «скрытой» учебной задачи.

Особенностью данного занятия является то, что оно базируется на основе одной главной или доминантной деятельности, идее (понятии, явлении), являющейся своеобразным стержнем. Остальные интегрируемые с ней деятельности, упоминаемые идеи, понятия, явления лишь помогают глубже понять главное содержание занятия, существующие связи, в том числе с реальной жизнью, и возможность применения полученных знаний на практике.

Для целенаправленной организации системы интегрированных занятий целесообразно использовать различные циклы, в частности, по временам года.

Например, цикл занятий, имеющих целью ознакомление детей с осенними приметами, составление описательных рассказов, отражение собственных впечатлений в рисовании, а также ознакомление с поэзией и произведениями изобразительной деятельности на осеннюю тематику может проводиться в течение двух-трёх месяцев.

Можно показать ребёнку взаимосвязь разных видов искусства — изобразительного, музыкального, художественной литературы. Особое внимание при этом обращается на полноту образного восприятия произведений, а не на детальный анализ их содержания. Это делается для того, чтобы у дошкольника сформировалось целостное впечатление от картины, музыкальной пьесы, стихотворения.

Так дети учатся понимать, что музыка тесно связана с поэзией и живописью. Соединение словесных и зрительных образов усиливает эмоциональность восприятия произведения, поэтому они легче овладевают навыками монологической речи, сначала повествовательного типа, затем описательного. На таких занятиях малыши творят сами: сочиняют сказки и стихи, рисуют картины на основе своего видения мира.

Как показывает практика, важно не отходить от основной темы, т.к. часто в ходе занятия дети с увлечением рассуждают, доказывают, спорят, но всё дальше уходят от темы. От воспитателя требуется умение направить мысли воспитанников в необходимое русло, отобрать из множества возникающих у них ассоциаций необходимые, развивающие основную тему. Поэтому все занятия требуют не только тщательной подготовки, но и высокого эмоционального напряжения. Воспитатель должен испытывать те же чувства, что дети.

Интегрированные занятия в современном дошкольном образовании базируются на интеграции сторон воспитания (нравственного, умственного, трудового, физического, эстетического) в различных видах деятельности (игровой, трудовой, изобразительной, речевой, предметной, продуктивной, музыкальной и др.).

Л. Давидюк


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх