Основы трудового воспитания детей

Ребенок трудитсяОсновы трудового воспитания закладываются в семье. Совместный труд родителей и детей, честное, добросовестное отношение к работе учат детей уважать, чтить любой труд, не тяготиться им. Только в семье ребёнок постигает то, что трудом создаются ценности, что труд является одним из важных условий формирования образа жизни человека, развития и совершенствования личности. Родители обязаны донести до сознания ребёнка, что от природы все люди относительно одинаково обладают трудовыми качествами, но насколько интереснее, счастливее живут люди, которые многое умеют делать. И всегда вызывают жалость и негодование те, кто не умеет обслуживать себя, нуждается в бесконечной помощи.

Краеугольным камнем любого воспитательного процесса является мотивация. Часто у 6—7-летних детей отсутствует необходимый стимул трудиться. Для получения действительно хороших результатов ребёнок сам должен захотеть работать — вы можете подвести лошадь к воде, но не можете заставить её пить! Мотивация к труду появляется тогда, когда он начинает ожидать от окружающего мира той или иной реакции на определённые действия.

Ребёнок учится оценивать свои способности, только справившись с определённой задачей. В формировании комплекса представлений о самом себе ему очень важна точка зрения родителей. Необходимо сделать так, чтобы с каждым новым опытом немного поднималась планка степени сложности стоящих перед ним задач — осторожно, не слишком высоко и не слишком низко, ему должны предлагаться посильные поручения.

Выделяют 4 типа семей по степени воздействия на трудовое воспитание детей.

  • Первый тип — устойчиво положительные семьи, где имеются оптимальные условия для правильного трудового воспитания. Родители, вырабатывая у ребёнка трудовые привычки путём постоянных упражнений и повторений, развивают навыки в той или иной деятельности, воспитывают в детях самоорганизацию и самоконтроль. Их требования согласованы. Поручения посильны, существуют постоянные обязанности по дому, которые с годами усложняются. При этом порученное дело не должно быть выполнено плохо. Родители следят за тем, чтобы работа не отнимала у детей слишком много времени. Оценкой трудовых усилий является словесное поощрение.
  • Второй тип — семьи, где существуют необходимые условия для приобщения детей к домашнему труду, но родители не воспитывают привычку трудиться. Они считают, что главная обязанность детей — хорошо учиться, поступить в ВУЗ, найти хорошую работу. В силу этого освобождают их от всех трудовых дел в семье.
  • Третий тип — это семьи, в которых не уделяется достаточного внимания трудовому воспитанию детей. Трудовые поручения даются им от случая к случаю, задания контролируются слабо. Родители оправдывают своё отношение нехваткой времени, усталостью, другими причинами.
  • Четвёртый тип — семьи, в которых отсутствуют необходимые условия, обеспечивающие трудовое воспитание детей, что объясняется отрицательными взаимоотношениями между взрослыми, которые считают, что за образование и воспитание ребёнка несут всю ответственность только воспитательные и образовательные учреждения.

Можно выделить основные виды работ, посильные 6—7-летнему ребёнку:

  • содержать в порядке свои личные вещи;
  • содержать в порядке своё рабочее место;
  • мыть посуду;
  • поддерживать порядок в доме;
  • ухаживать за комнатными растениями и животными;
  • приготовить простейшие блюда;
  • вынести мусор;
  • принести почту;
  • ответить по телефону;
  • заботиться о младших братьях, сёстрах.

Труд оказывает существенное влияние на умственное развитие детей: формируется сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, приобретается жизненный опыт. Кроме того, трудовая деятельность важна в нравственном воспитании, так как воспитывается дисциплинированность, самостоятельность, развивается умение преодолевать трудности и другие замечательные качества.

В трудовом воспитании, как и в воспитании вообще, существуют заповеди, следуя которым можно достигнуть определённых успехов:

  • Никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.
  • Ясно определите, что вы хотите от ребёнка, и объясните это ему. Узнайте, что он думает по этому поводу.
  • Предоставьте ребёнку самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.
  • Не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.
  • Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.
  • Своевременно сделайте замечание. Оценивайте поступок, а не личность.
  • Не относитесь к проблемам ребёнка свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам — у него она своя.
  • Воспитание должно быть поэтапным.
  • Воспитатель должен быть строгим, но добрым.

С. Кособуцкая


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх