Особенности развития ребенка дошкольного возраста

Ребенок после четырех лет уже слушает содержание. У него развиваются интеллектуальные начала. Он включается в действие: волнуется за судьбу героев, сопереживает, воспринимает содержание эмоционально, искренне хочет помочь героям, подсказывает, как избежать опасности. Чувства его глубоки, устойчивы, сильнее знаний.

Психологи выделили три основных психологических типа ребенка. Для них характерны следующие черты:

  • непосредственность, импульсивность поведения, неумение управлять им. На всех ступенях раннего и дошкольного детства малыш действует под влиянием сиюминутных чувств и желаний;
  • повышенная эмоциональность. Чувства бурно вспыхивают и быстро гаснут. Искренность, отзывчивость, вживание в образ;
  • образное восприятие мира. Образы наглядны, конкретны, ярки. Воспринимаемое он легко усваивает, если оно наглядно.

Следует отметить еще одну важную особенность ребенка (особенно трех-четырех лет) — он внушаем. Внушаемость и отмеченная склонность к подражанию создают благоприятные условия для воспитательных воздействий. Нет творчества без подражания и невозможно воспитание без внушения.

Отсюда вывод о том огромном значении личности родителей, характера их руководства того, какие примеры они подают для подражания и что внушают.

Как развивается внимание ребенка. На втором и третьем году жизни внимание хрупкое, неуравновешенное, кратковременное. Ребенок еще не умеет сосредоточиваться. Наиболее активно его внимание в играх, действиях с предметом.

В дошкольном возрасте внимание делается более устойчивым, волевым. Расширяется его объем. Ребенок способен уже одновременно воспринимать несколько объектов. Для развития внимания хорошо применять прием сравнения (что похоже и что различно между собой и т. п.).

Насколько устойчиво внимание, зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его нервной системы, темперамента. В пять-семь лет дети могут произвольно направлять свое внимание по требованию взрослого. В этом возрасте развивается способность произвольно запоминать. Ребенок лучше запоминает то, что ему интересно.

Если в двухлетнем возрасте при восприятии образов и предметов ребенок запоминает слова, то в дошкольном, особенно в старшем дошкольном возрасте содержанием памяти являются мысли.

В дошкольные годы продолжается дальнейшее развитие ребенка, формирование его личности. Движения становятся более координированными, организованными и целенаправленными — волевыми. Увеличивается подвижность. Развиваются тонкие движения кисти руки и пальцев. Ярче проявляются элементы творчества (рисование, лепка, игра со строительным материалом и др.), его уже интересует результат.

После четырех-пяти лет ребенок может (и должен!) составлять рассказ по картине: развивается речь, логическое мышление. В играх и рисунках проявляется творческая инициатива, фантазия.

С четырех-пятилетнего возраста возникает новый вид активности умственной деятельности. Сталкиваясь с новым предметом, ребенок уже хочет узнать его назначение, способ использования. Развиваются сенсорные способности (зрительные, слуховые). Восприятия становятся более целенаправленными.

Количество вопросов резко возрастает — он уже становится «почемучкой», и внимание к его вопросам, как уже говорилось, формирует такие ценные черты, как пытливость, наблюдательность.

Проявление познавательных интересов показывает, что в них проявляется единство умственного и эмоционального отношения к предметам, явлениям.

Активность ребенка в общении так же, как и познавательная активность, приобретает управляемый, произвольный характер. Родители (воспитатели) с помощью правил формируют поведение ребенка. Если ребенок двух-трех лет подчиняется установленным правилам «надо», «нельзя», выполняя их в конкретных условиях, то дети пяти-семилетнего возраста правила уже превращают в нормы поведения.

Подражание взрослым происходит, естественно, на более высоком уровне, чем у малышей: оно имеет целенаправленный, произвольный характер.

Если трехлетние ребята неосознанно тянутся к сверстникам, то после четырех лет потребность в общении со своими ровесниками становится осознанной.

Дети в возрасте трех лет проявляют трогательную заботу о маме, папе, бабушке. И если взрослыми эти первые проявления сердечности поддерживаются и закрепляются, то к шести-семи годам осознанно формируются чуткость, чувство долга, ответственность за свои действия, радость за общий успех. Дети этого возраста ждут оценки своих действий родителями (воспитателями). Эта оценка во многом обусловливает чувства ребенка.

Если желание получить то, что хочется, что понравилось, является для двух-трехлетнего ребенка единственным мотивом его действий, то в более старшем дошкольном возрасте, когда правил становится намного больше, ребенок уже подумает и решит, можно или нельзя сделать то, что его интересует в данный момент, или надо проявить волю и подчинить мотив другому мотиву, больше соответствующему установленному правилу. Каждый ребенок своеобразен. Поэтому необходим индивидуальный подход.

Наблюдая за детьми, легко заметить, что при одних и тех же обстоятельствах на одни и те же явления они реагируют по-разному. Даже в одной семье двое детей ведут себя по-разному. В чем дело? От чего это зависит?

Своеобразие ребенка обусловлено свойственными лишь ему типологическими особенностями нервной системы. Правильное воспитание учитывает особенности нервной системы и, опираясь на них, находит правильный подход к данному ребенку — индивидуальный.

В литературе имеются сведения о длительных наблюдениях за детьми до юношеского возраста. Данные этих наблюдений убеждают, что разные и не всегда благополучные типологические особенности нервной системы не мешают детям правильно развиваться, приобретать знания, умения, навыки.

Как раз особенностями нервной системы объясняются и сила эмоций ребенка, и то, как он переходит от сна к бодрствованию, как входит в общение с товарищами (надолго ли), какие игры предпочитает, устойчив ли в играх .

Определив тип нервной деятельности вашего ребенка, стройте свои взаимоотношения с ним. При этом старайтесь использовать все положительное данного типа нервной системы.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх