Отношение дошкольника к труду

Отношение детей к труду — сложное психологическое образование, представляющее собой единство сознания, чувств, поведения и зависящее от множества прямых и косвенных причин.

Отношение человека к труду понимается учеными как осознанно-избирательная позиция личности, регулирующая трудовые действия по собственной инициативе, как относительно устойчивое его стремление к трудовой деятельности, при котором субъект осознает цель и потребность в конкретном труде.

В связи с выдвинутым требованием, предусматривающим привлечение детей к труду только при наличии у них желания, были выяснены особенности отношения ребенка-дошкольника к труду, причины, влияющие на его желание трудиться. В частности, изучалось отношение детей к разным видам труда и трудовым процессам, основным компонентам, формам его организации, условиям выполнения трудового задания и др. Также выяснялось мнение родителей и воспитателей по этим вопросам. В результате были выявлены следующие особенности отношения детей 4-6 лет к труду.

Почти все ребята положительно оценивают свое отношение к труду. На вопрос: «Любишь ли ты трудиться?» — 98,2 % ответили: «Люблю». В то время как родители и воспитатели часто придерживались другой точки зрения: «Не очень любит», «Не всегда любит». Обосновывая свое положительное отношение, дети пользовались чаще всего несущественными мотивами: «Потому что я большой», «Потому что я хорошая девочка», «Потому что я всегда люблю трудиться», «Потому что я, как папа, люблю работать». Это свидетельствует о том, что они воспринимают труд как своеобразное занятие, представляющее для них интерес, которое всегда заслуживает похвалы со стороны взрослых. Незначительное число ребят признавались, что они не любят трудиться или не всегда любят. Высказанная самооценка показывает, что, скорее всего, они на личном опыте убедились, что труд требует усилий, и поэтому осознают его как деятельность, связанную с преодолением трудностей: «Не очень люблю, потому что работать тяжело», «Не очень люблю, потому что не хочется», «Не всегда люблю, потому что трудно». Это позволяет предположить, что дошкольникам доступно понимание труда как деятельности, содержащей трудности.

Под трудовым процессом мы понимаем ряд трудовых действий, направленных на решение частной задачи трудовой деятельности.

Назначение трудовой деятельности взрослых воспринимается детьми правильно. Они понимают, что люди трудятся для того, чтобы удовлетворять различные потребности. Причем они выделяют как личные, так и общественные мотивы: «Люди трудятся, чтобы покупать еду и подарки детям», «Чтобы получать зарплату», «Чтобы всем было что одеть», «Чтобы все не умерли с голоду». Однако значимость своего участия в труде даже старшими дошкольниками осознается не в полной мере: «Я тружусь, чтобы мама не ругалась», «Потому что Галина Васильевна велит», «Чтобы в группе было чисто». Значит, они связывают труд с удовлетворением не только своих потребностей, но и потребностей близких, знакомых им людей.

При положительном отношении к труду в целом наблюдается избирательное отношение к разным его видам, формам организации и трудовым процессам. Так, одни дети, проживающие преимущественно в городе, отдают предпочтение хозяйственно-бытовому труду. Другие, проживающие на селе, — сельскохозяйственному. Третьи — ручному. Безусловно, это связано с личным опытом детей, Как показывает материал анкет, труд, которым ребенок занимается дома, почти всегда в числе предпочитаемых. Однако такое отношение детей к труду нельзя назвать устойчивым. Когда им предлагалось выбрать любимый вид труда по картинкам, то ответы менялись. Когда через 2—3 дня ребятам предоставили возможность повторно ответить на те же вопросы без наглядности и с наглядностью, то некоторые из них давали ответы, не совпадающие с предыдущими. Кроме этого, детская оценка не всегда совпадала с оценкой родителей, воспитателей и сверстников.

Как показывает исследование, отношение детей к трудовым процессам носит избирательный характер. Даже в любимом труде они находят нелюбимые работы. Чаще всего нелюбимыми называют те трудовые процессы, которыми ребенок не занимался. Например, в выращивании растений большинство детей любят сеять, поливать, собирать урожай, а полоть и рыхлить многие не любят. При уборке комнаты предпочтение отдается вытиранию пыли с мебели, мытью подоконников, комнатных растений, а мытье стен, дверей и пола часто остается в числе нелюбимых. На вопрос: «Почему?» — обычно отвечают: «Я не умею», «Я этим не занимался», «Мне мама не разрешает», «Я не знаю, как это делать». В целом любимых работ (трудовых процессов) у всех детей оказалось больше, чем нелюбимых.

Также наблюдается противоположная реакция у отдельных детей на одно и то же трудовое задание, предлагаемое разными людьми. Например, если воспитатель предлагает вытереть пыль с мебели, некоторые ребята с удовольствием соглашаются, а дома, когда эту работу предлагает выполнить мама или бабушка, — отказываются. Значит, отношение ребенка к определенному трудовому заданию во многом зависит от личностного отношения к взрослому.

Дети не равнодушны к результату труда. Большинство выбирают работы, в результате которых они лично заинтересованы. Так, когда им предложили выбрать для поливки деревья и кусты, у которых нет съедобных плодов, клубнику, яблоню и цветы, то большинство предпочли поливать последних три объекта. Свой выбор дети мотивировали отношением к результату труда: «Люблю клубнику больше всего», «Я яблоки люблю», «Потому что цветочки красивые».

Волевого стремления к получению результата, связанного с преодолением трудностей, у дошкольников не обнаружено. При появлении трудностей ребенок быстро бросает работу.

Таким образом, отношение к труду у детей дошкольного возраста носит ситуативный, неустойчивый, избирательный характер. Оно зависит от различных факторов: содержания трудового задания, наличия у ребенка трудового опыта, созданных условий, значимости результата труда для удовлетворения личных потребностей. Обнаружена зависимость отношения детей к труду от уровня их развития и отношения к человеку, который предлагает трудовое задание. Проявлять трудовое усилие могут лишь отдельные старшие дошкольники, если результат труда представляет для них особую значимость. Самостоятельно находить мотив, побуждающий их к трудовой деятельности, дошкольники не могут.

Отрицательное отношение к труду у детей вызывается, главным образом, недостаточным владением навыками и умениями, несоответствием трудового задания возможностям ребенка и отсутствием заинтересованности в результате.

Исходя из этого, мы пришли к выводу, что ведущим для дошкольника следует считать труд, который не носит обязательного характера, а обязательный труд можно использовать только при проведении определенной подготовительной работы с применением специальной методики. Чтобы правильно определить, кому, какую, когда, в какой форме и при каких условиях предлагать работу, воспитателю необходимо знать о ребенке все: его потребности и интересы, свойства личности и характер, настроение в данный момент, физические возможности, опыт, взаимоотношения со сверстниками, родителями и многое другое.

Лысенко В.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх