Парадоксы детства и взгляды на него

Детство… С ним связаны особые чувства, воспоминания… К нему проявляют интерес многие учёные, в последние годы — особо пристальное. И это не удивительно — ведь всё начинается с детства. С ним связано будущее. Напомним, этот этап онтогенетического развития человек проходит между рождением и началом подросткового периода.

Что характерно для детства, что отличает его от других возрастных периодов?

У взрослого читателя, тем более уже воспитавшего своих детей, ответ, как правило, готов: детство — период, когда человек особенно быстро растёт, развивается, обучается, впитывает, как губка, воздействия среды, интенсивно изменяется. Верно, но это далеко не полная характеристика детства (тем более современного).

Начнём хотя бы с такого вопроса — благодаря чему родившееся человеческое дитя из слабого, беспомощного существа за короткий период становится разумной, во многом нас поражающей личностью?

На протяжении дошкольного детства активно развиваются все психические процессы (ощущения, восприятие, память…), зарождается и активно проявляется воображение, элементы произвольности. В эти годы возникают довольно сложные переживания (чувства гордости, стыда, ревности, эмпатии), зачатки высших чувств (нравственные, эстетические, интеллектуальные), складываются интересы, развивается одарённость, закладываются основы личности, характера…

Благодаря чему такой стремительный рост, поразительные изменения, темп развития? Возможно, это вызовет удивление некоторых читателей, но учёные связывают невероятную интенсивность развития дитя человека во многом — со спецификой его мозга, в частности — с высокой пластичностью человеческого мозга. Отсутствие значительного количества врождённых форм поведения малыша — не слабость, а его сила, обеспечивающая ему открытость для приобретения ранее несуществующих форм человеческого поведения.

И это только один из ответов по обсуждаемой проблеме. Ведь разве может дитя человека удовлетворить свои потребности, стать полноценной личностью без взаимодействия, общения с окружающими, помощи взрослых? Он изначально, уже с младенческого возраста, — существо социальное. Всё его поведение с первых дней жизни «вплетено» в социальное.

Социальная природа психики ребёнка ещё активнее проявляется на последующих этапах жизни, в процессе приобщения к общественно-историческому опыту, накопленному человечеством, носителями которого выступают взрослые. Без него полноценное развитие оказывается невозможным. И хотя идея об этом уже высказывалась нами выше, мы не можем не обратиться к ней вновь, теперь в разговоре о специфике развития ребёнка.

Уже в процессе предметной деятельности (1—2 г.) деловое общение малыша со взрослым помогает ему узнать, что из кубиков можно построить башню, гараж, кроватку для куколки; научиться заводить юлу, катать кукольную коляску, ремонтировать её вместе со взрослым (если у неё отлетело колесо и т.п.); пользоваться по назначению лопаткой, ложкой, другими предметами. С помощью взрослого он входит в мир музыки, изобразительного искусства, овладевает грамотой… Взрослый помогает раскрыть, реализовать способности, одарённость ребёнка, содействуя тем самым его развитию.

Зададим ещё один вопрос читателям (он волнует и учёных также): всегда ли в истории человечества было детство? Он может показаться странным, ведь мы привыкли — дети всегда рядом. Когда-то мы и сами были детьми, теперь работаем с ними, взаимодействуем дома, в детском саду… Что за вопрос? А между тем многие исследователи отвечают на него отрицательно.

В настоящее время детство рассматривается не только как физиологическое, психологическое, педагогическое, но и как социокультурное явление, имеющее историческое происхождение и природу.

Учёными выявлено: детство человека не является неизменным, раз и навсегда данным. Более того, оно не всегда существовало. Замечательный психолог Даниил Борисович Эльконин в своей книге «Психология игры» обосновывает положение о том, что ролевая игра, а следовательно, и детство как своеобразный период человеческой жизни, возникает тогда, когда ребёнок уже не может принимать непосредственное, на равных участие в жизни взрослых и вынужден входить в неё через символическую деятельность — творческую игру.

Одной из характерных особенностей современного детства является то, что оно выполняет не только функцию социализации, связанную с усвоением им социального опыта, социальных связей и отношений, но и культуротворческую. Сущность последней — в «…рождении исторически новых универсальных способностей, новых форм деятельностного отношения к миру, новых образов культуры по мере освоения креативного (творческого) потенциала человечества». Эта функция, по мнению ряда современных детских психологов, прежде всего отличает современное детство от детства более ранних эпох человечества (первобытного, античного или средневекового и др.). Значимая роль в реализации культуротворческой функции отводится дошкольному детству.

В исследованиях последних лет отмечен и ряд других особенностей современных детей, возникших в силу изменившихся социокультурных, экономических условий. В числе таковых — повышение напряжённости (особенно старших дошкольников), снижение эмоционального потенциала, уровня произвольности дошкольников, понижение самооценки, изменение игровой субкультуры детей, снижение активности в игре и др.

Специалисты обращают внимание и на ряд изменений в познавательной сфере современных детей. Так ими отмечено повышение объёма у дошкольников долговременной памяти, проходимость оперативной (что позволяет детям воспринимать и перерабатывать большее количество информации за короткий промежуток времени). Эта способность современных детей облегчает в век высоких технологий возможность успешно ориентироваться в информационном потоке. Выявлены особенности и в развитии речи современных дошкольников. Так, например, ранее считалось, что к концу дошкольного возраста большинство детей правильно произносят все звуки родного языка и только у отдельных старших дошкольников есть недостатки произношения шипящих, сонорных, иногда свистящих звуков. Однако за последние годы уровень звукопроизношения детей значительно снизился. По данным А.Г. Арушановой, около 40% шестилетних детей поступают в школу с недостатками произношения. Снижение показателей речевого развития современных дошкольников специалисты связывают с возросшей их напряжённостью, эмоциональным дискомфортом, дефицитом личностного общения.

Заметим, что изменения в психическом развитии современных детей зафиксированы не только на этапе дошкольного возраста, а и в раннем детстве. Так, проведённые в последние годы исследования свидетельствуют, в частности, о повышении потребности современного младенца к восприятию информации; о более ранних сроках возникновения у преддошкольников личностного новообразования «Я сам»; о проявлении нетерпимости по отношению к насилию, приказам-требованиям взрослых, и вместе с тем — более выраженной настойчивости в реализации собственных желаний.

Есть и другие проблемы, вопросы, над которыми, хотелось бы, чтобы задумались читатели: каково значение детства? Какую роль в жизни, в судьбе человека играют впечатления из детства? Мы часто обращаемся к словам А. де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства». Некоторые психологи считают, что вся судьба человека, все события его жизненного пути определяются детскими переживаниями. Другие думают, что детство — это как серии в кинофильме, просто сменяющие друг друга.

Известный российский психолог, академик В.П. Зинченко считает, что по своей гениальности, значимости детство каждого отдельного человека можно сравнить с детской порой человечества в целом: «И то и другое детство — это пора открытия множества миров, вхождения в них, начало построения своих собственных миров, которые мы несём в себе всю нашу дальнейшую жизнь, не можем от них избавиться (даже при содействии психоаналитика)».

Всё более широкое признание в современной детской психологии получает взгляд на детство как на период, когда оно не просто реагирует на мир взрослых, но и само объективно и активно ставит перед ним всё новые и новые задачи. Взгляды на детство разные…


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх