Проблемная семья: как с ней работать педагогу

Контингент родителей, дети которых посещают учреждение дошкольного образования неоднороден по составу, целям, приоритетам в воспитании. Те из них, кто «не хотят воспитывать ребёнка, не умеют этого делать или не понимают, зачем это нужно», как правило, перекладывают свои обязанности и ответственность на педагогов.

Результаты анкетирования родителей, проведённого специалистами одного из учреждений дошкольного образования г. Минска, показали, что:

39,3 % родителей не понимают целей и задач работы дошкольного учреждения в воспитании их детей;

46,3 % безразлично относятся к требованиям воспитателей;

7% родителей отметили, что отсутствует взаимопонимание между воспитателями и родителями;

3,9 % имеют претензии к дошкольному учреждению;

3,5 % проявляют неуважительное отношение к воспитателям».

Такое положение побуждает искать наиболее действенные средства психолого-педагогического просвещения, повышения психолого-педагогической культуры, новые формы взаимодействия педагогов не только с семьями воспитанников, но и с другими специалистами учреждения — продуктивные пути психолого-педагогического сотворчества.

В ходе взаимодействия педагога-психолога с педагогами учреждения дошкольного образования по работе с проблемными семьями предполагается реализация следующих целей:

  • повышение компетентности педагогов в работе с семьями, в которых несовершеннолетние находятся в социально опасном положении;
  • повышение общей психолого-педагогической культуры коллектива;
  • обеспечение условий для удовлетворения потребностей специалистов в профессиональной самореализации;
  • профилактика симптомов эмоционального выгорания.

В соответствии с индивидуальным планом помощи несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении, педагог-психолог учреждения дошкольного образования организует свою деятельность по двум направлениям:

  1. психолого-педагогическая помощь ребёнку;
  2. защита прав ребёнка в семье.

Работа по данным направлениям осуществляется в таких формах, как:

  • диагностика личности ребёнка и его родителей;
  • изучение положения ребёнка в семье, в том числе в ходе посещений на дому;
  • изучение положения ребёнка в детском коллективе, его взаимоотношений с педагогами и сверстниками;
  • индивидуальная или групповая профилактическая и коррекционно-развивающая работа с ребёнком;
  • консультирование родителей и педагогов;
  • групповая работа с родителями и педагогами.

Психолого-педагогическая диагностика личности ребёнка из проблемной семьи ориентирована на выяснение состояния наиболее значимых характеристик, выступающих, по мнению целого ряда исследователей в области психологии развития, в качестве показателей «возрастной нормы».

Диагностику состояния психологического здоровья ребёнка, воспитывающегося в проблемной семье, целесообразно осуществлять систематически. К выполнению мероприятий по длительному непрерывному наблюдению и регистрации определённых показателей поведения ребёнка педагогом-психологом могут быть привлечены педагоги, непосредственно взаимодействующие с ребёнком в разных ситуациях и видах деятельности. Так, педагог-психолог может предложить педагогам наблюдение признаков психического напряжения и невротических тенденций или составление профиля чувственных проявлений ребёнка на основе методик Й. Шванцара. Полученные таким образом данные существенно повысят качество диагностики значимых характеристик.

На основе анализа результатов диагностики строится коррекционно-развивающая работа с воспитанниками, проводимая в форме индивидуальных или групповых занятий, и направленная на преодоление самых распространённых психолого-педагогических проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Наиболее типичными для несовершеннолетних из неблагополучных семей дошкольного возраста являются следующие психолого-педагогические проблемы: «у 100% дошкольников отмечается высокая тревожность; у 83% — слабое развитие свойств внимания и памяти; у 67% — эгоцентризм или заниженная самооценка; 50% обладают слабой произвольностью, проявляют негативизм и упрямство; 33% имеют слабое развитие мелкой моторики руки».

Педагог, работающий с ребёнком, должен быть осведомлён по проблемам его индивидуального развития. С целью разъяснения педагогам актуальных проблем формирования личности ребёнка и определения продуктивных направлений и методов педагогического взаимодействия с дошкольником из проблемной семьи педагог-психолог после проведения достаточного количества диагностических процедур может оформить бланк результатов первичной диагностики воспитанника с соответствующими рекомендациями. Информация, предлагаемая таким образом для ознакомления педагогам, должна быть краткой, корректной, ориентированной непосредственно на использование в работе с ребёнком.

Работа педагога учреждения дошкольного образования с ребёнком из проблемной семьи не может быть продуктивной без постоянного самостоятельного профессионального поиска. Кроме того, педагогу необходимо владеть навыками сотрудничества, умением совместно с другими членами педагогического коллектива.

Проведение педагогом-психологом учреждения дошкольного образования супервизии педагогического коллектива позволит создать атмосферу оптимизма, радости общения, доверия, защищённости – морально-психологический климат, способствующий повышению эффективности педагогической деятельности. В работе с каждым педагогом, участвующим в супервизии, педагог-психолог выступает также как специалист по психологическому здоровью. В работе с проблемными семьями, члены которых, как правило, имеют нарушения психологического здоровья, сохранение такового у педагогов представляется особенно важным.

Таким образом, отношения между педагогами-психологами и педагогами учреждения дошкольного образования должны строиться на условиях взаимодополняемости позиций и согласованности действий, направленных на совместную работу по сохранению и укреплению здоровья детей, их полноценному развитию и предотвращению вытеснения из семьи.

Ковалевская А. В.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх