Педагогическая работа по развитию способностей и одаренности дошкольников

В основе педагогического процесса, направленного на развитие способностей воспитанников дошкольного учреждения, — универсальные (общечеловеческие) и национальные ценности, в процессе творческого приобщения к которым происходит обогащение внутреннего мира ребенка, повышается его компетентность, развиваются способности и одаренность, креативность дошкольника.

Воспитательно-образовательная работа по развитию детской одаренности в дошкольном учреждении включает в себя прежде всего диагностическую деятельность, точнее — диагностико-дифференциальную, нацеленную на обнаружение, идентификацию детей с признаками одаренности в конкретной сфере.

Разрабатывая содержание образования для таких детей, обычно учитывают прежде всего и в наибольшей степени модальность выявленной способности, одаренности (музыкальная, интеллектуальная, психомоторная и т. п.), что можно расценивать как проявление узкого, прагматического подхода к проблеме образования одаренных дошкольников. Представляется важным при определении содержания образования детей с признаками одаренности принимать во внимание не только специфичность конкретного дара, способности, но и общие для всех видов одаренности компоненты, такие, как, например, «творческость» (креативность), усиленная мотивация, интеллект (выше среднего) (по Дж. Рензули). Педагогические и психолого-педагогические воздействия, нацеленные на развитие этих блоков одаренности (особенно первых), имеют чрезвычайно важную роль для развития личности способного, одаренного ребенка в целом.

Содержание образования для детей с признаками одаренности должно предусматривать и удовлетворение их потребности в новой информации, формирование знаний не только стабильных, завершенных, но и неопределенных, гипотетических знаний, выступающих в форме догадок, предложений, вопросов. Такие, развивающиеся знания являются мощным стимулом познавательной активности ребенка. Важно, чтобы содержание образования для данной категории детей предусматривало развитие самостоятельности, инициативности, формирование позитивности образа «Я» ребенка, развитие его самосознания в целом. Приобщение к психологической культуре, облегчающей социальную адаптацию ребенка, процесс самопознания, повышающей возможности реализации способным (одаренным) дошкольникам своих притязаний, задатков в группе сверстников, — также значимая составляющая содержания образования детей с признаками одаренности.

Содержание образования должно учитывать и сензитивность, предрасположенность детей дошкольного возраста к развитию ряда способностей, прежде всего художественных (музыкальных, изобрази­тельных и др.). Многообразие, разновидность способностей и одаренности, проявляемых в дошкольном детстве, предполагают включение в содержание образования и программного материала, обусловленного спецификой конкретного вида детской одаренности, ее структурой.

При разработке программ и организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками, обладающими признаками одаренности, важен учет действия закона лево-правополушарной волны, широкое использование интегрированных комплексных занятий (как, впрочем, и при обучении детей, не проявляющих признаков одаренности). Опора на «единство аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский) в образовательном процессе дошкольников приобретает особое значение.

Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, имеющими признаки одаренности, должно предусматривать насыщение жизни дошкольников в детском саду эмоциями радости (чему могут способствовать праздники, развлечения).

Поскольку дошкольное детство — период, когда интересы, склонности, задатки, как правило, только начинают проявляться (причем не одновременно), дети различаются по степени сформированности одаренности (наряду с актуальной одаренностью в дошкольной группе могут быть и дети с потенциальной одаренностью), представляется целесообразным «поле» воздействий, нацеленных на развитие способностей, одаренности, не ограничивать лишь детьми, уже проявившими признаки одаренности, а по возможности оставлять его более широким.

Что касается стратегии обучения, то в работе с одаренными школьниками используют ускорение, углубление, обогащение, проблематизацию. В последние годы приобретает популярность новый, более сложный, но вместе с тем перспективный подход к программированию обучения — «подход с различными уровнями» (LOS). Данной стратегией предлагается четыре уровня услуг, цель которых — найти соответствующий образовательный уровень любого учащегося (студента) и оказание ему соответствующей данному уровню помощи. Полагаем, такой подход (в адаптированном варианте) наряду со стратегией обогащения наиболее адекватен для обучения дошкольников с признаками одаренности.

Критерии и показатели эффективности воспитательно-образовательного процесса с одаренными детьми:

  • повышение уровня развития общих способностей и способностей к определенным видам деятельности воспитанников дошкольного учреждения;
  • увеличение числа детей, проявивших способности и признаки одаренности;
  • повышение интереса детей к творчеству; возрастание «аппетита» к самостоятельной, творческой деятельности, увеличение числа дошкольников с мотивацией непрерывного творчества;
  • возрастание возможностей дошкольников к саморазвитию творческого потенциала, к творческой самореализации в «специфически детских» видах деятельности;
  • осознанное позитивное отношение к ценностям культуры (физической, духовной, музыкальной, психологической и др.), принятие их;
  • позитивная «Я-концепция» воспитанников дошкольного учреждения;
  • сотрудничество педагога с родителями одаренных детей, возникновение «мы-сопереживания» в сфере развития и обучения своих воспитанников;
  • профессиональный рост педагога; повышение удовлетворенности педагогическим трудом; чувство выполненного профессионального долга — сформированность начал творческой личности воспитанников.

Панько Е.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх