Педагогические кадры для одарённых детей

Зарубежные исследователи и специалисты в области подготовки кадров для обучения одарённых детей чётко выделяют те специфические качества, которыми должен обладать педагог, работающий с одарёнными детьми:

  • Наличие позитивной «Я-концепции». Многие исследователи убеждены, что позитивная «Я-концепция» педагога прямо связана с его доброжелательным отношением к детям.
  • Целеустремлённость и настойчивость. Воспитатель, который с лёгкостью перескакивает от одной системы или методики к другой и не пытается до конца раскрыть возможности ни одной из них, вряд ли может рассматриваться как желательный кандидат в наставники для одарённых детей.
  • Профессиональная и эмоциональная зрелость, проявляющаяся в обладании обширными званиями и опытом в применении методик и стратегий обучения и позволяющая найти нужный подход к любому ребёнку.
  • Эмоциональная стабильность, которая тесно связана с позитивной «Я-концепцией», гибкостью и хорошим физическим и психологическим здоровьем.
  • Чуткость, то есть чувствительность к переживаниям и потребностям других.
  • Способность к индивидуализации обучения, так как диапазон различий одарённых и обычных детей очень велик.
  • Признание роли родителей в развитии детской одарённости и умение вырабатывать эффективные пути совместной работы.

По мнению ряда психологов, важна в работе с одарёнными детьми и установка педагога на творческую деятельность (свою и детскую). Творчество рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, «ядро» любого вида одарённости.

Критериями повышения профессиональной компетентности воспитателей в работе с одарёнными детьми можно считать:

  • понимание определённых проблем феномена одарённости: её концептуальные обоснования и виды, специфика ранней диагностики, знания о психологических особенностях индивидуального развития одарённых детей;
  • осознание направлений и форм работы с одарёнными детьми, постановка принципов и стратегий, овладение методами и приёмами работы с одарёнными детьми и их семьями;
  • мотивационная готовность к работе с одарёнными детьми (познавательная и профессиональная);
  • непрерывный процесс самовоспитания и самообразования; развитие собственного творческого потенциала, готовности к инновационной деятельности.

Реализация специальной подготовки педагогического коллектива для работы с одарёнными детьми может осуществляться посредством разнообразных форм работы с педагогами: семинаров, консультаций, деловых игр, семинаров-практикумов тренинговых занятий, участия в различных педагогических конкурсах и т.д. Данные формы работы должны быть тематически разнообразными и охватывать как теоретические, так и практические аспекты.

Таким образом, в контексте представленных проблем чётко вырисовывается необходимость развития профессиональной психологической культуры воспитателей для более успешного взаимодействия с одарёнными дошкольниками. Не каждый педагог может работать с детьми, проявляющими неординарные способности, а только тот, который способен к творчеству, к преодолению возникших трудностей, изменению своих привычек, мышления и взглядов на мир.

Е. Нестер


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх