Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского

Перу В.А. Сухомлинского принадлежит 40 книг и пособий, сотни научных и научно-популярных статей. Труды его были изданы в Англии, Беларуси, Болгарии, Бразилии, Испании, Польше, России, Франции, Японии. Среди многочисленных книг наиболее известны следующие:

  • «Сердце отдаю детям»;
  • «Как воспитать настоящего человека»;
  • «Мудрая власть коллектива»;
  • «Разговор с молодым директором школы»;
  • «Родина в сердце»;
  • «Хрестоматия по этике»;
  • «Письма к сыну»;
  • «Потребность человека в человеке»;
  • «Об умственном воспитании»;
  • «Книга о любви»;
  • «Человеческая личность неповторима»;
  • «Верьте в человека»;
  • «Нравственный идеал молодого поколения»;
  • «Рождение гражданина»;
  • «Павлышская средняя школа»;
  • «Воспитание коллективизма у школьников»;
  • «Мудрость родительской любви».

В 17 лет от роду юный Василий стал учителем начальной школы недалеко от родного села. Учился Василь на дневном отделении только два года. При сдаче зачетов простудился, заболел плевритом, перевёлся в Полтавский пединститут заочником. Окончил его в 1939 г. Таким образом в списке окончивших этот институт стояло имя Макаренко, теперь вошло имя и Сухомлинского.

Когда Сухомлинского спрашивали, как ему удалось, успешно работая директором школы, так много создать (написать), он отвечал: «Меня вдохновляли и вдохновляют два чувства — любовь к детям и ненависть к фашизму… В моём сердце вечно кипит гнев, и в то же время мне хочется обнять и приласкать всех детей нашей страны, хочется, чтобы никто из них не знал горя, страдания… Каждый день, каждый час я пробуждаю в детских сердцах человечность — тончайшую способность чувствовать рядом с собой сложные движения чужого сердца, чужой души».

Человековедение — вот самый главный предмет в школе. Это убеждение В.А. Сухомлинского. И один из истоков его кроется в ужасах, трагедиях войны, которые испытали миллионы. В. Сухомлинский тоже.

С 1947 года, когда Василий Александрович принял Павлышскую среднюю школу, целые дни он проводил с детьми. Учил, воспитывал, перевоспитывал, выхаживал. С детьми он был безумно счастлив. С ними он забывал горе войны, личное горе. Вставая в 4—5 часов утра, он выходил через коридор в свой кабинет директора (свою творческую лабораторию) и принимался за работу. В 8 часов он ежедневно выходил встречать детей, чьи голоса радовали сердце. И так изо дня в день десятки лет подряд, отдавая им свой талант и чуткое сердце.

Что положительное внёс Сухомлинский в практику работы сельской школы и что можно использовать в современной белорусской (городской и сельской) школе?

Опыт В.А. Сухомлинского в той или иной мере используется воспитателями и педагогами Беларуси. Из многогранного педагогического наследия они используют идеи и положения известного педагога о (об):

  • умственном воспитании;
  • нравственном воспитании;
  • трудовом воспитании;
  • эстетическом воспитании;
  • физическом воспитании и укреплении здоровья детей;
  • семейном воспитании;
  • природе как средстве воспитания;
  • сказке как средстве воспитания.

Остановимся на идеях и положениях педагога об использовании природы в воспитании дошкольников и младших школьников.

В.А. Сухомлинский в работе с детьми дошкольного возраста по подготовке их к обучению в школе целенаправленно и творчески использовал природу в таких направлениях:

  1. Процесс познания природы связан с умственным развитием детей. «Каждое путешествие в природу есть урок мышления, урок развития ума. …Природа мозга ребёнка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли — среди наглядных образов и, прежде всего, среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на обработку информации об этом образе. Если же изолировать детей от природы, если с первых дней обучения ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с работой, которую предлагает учитель.
  2. Природа — богатый источник нравственного воспитания, в частности такого важнейшего качества личности, как доброта. Источник воспитания этого качества заложен в созидании, творчестве, красоте природы. Человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.
  3. Красота природы — источник поэтического творчества детей. По мнению Сухомлинского, поэтическое вдохновение начинается с видения красоты природы, пробуждающей чувства и мысль детей. Это способствует тому, что дети начинают сочинять сказки, стихи, рассказы.

Вот пример творческого вдохновения дошкольницы Кати, написавшей рассказ «Подсолнечник».

«Взошло солнышко. Проснулись птички, поднялся в небо жаворонок. Проснулся и подсолнечник. Встрепенулся, стряхнул со своих лепестков росу. Повернулся к солнышку: «Здравствуй, солнышко! Я долго ждал тебя. Видишь, мои жёлтые лепестки поникли без твоего тепла. А теперь они поднялись и радуются. Я круглый и золотой, похожий на тебя, солнышко».

  1. Природа — естественный источник детского здоровья. В.А. Сухомлинский в первые недели работы «Школы радости» вместе с медицинскими работниками изучал состояние здоровья детей. Затем практически занимался укреплением их здоровья с одновременным познанием ими явлений природы. «У нас стало привычным: ни одной минуты в осенние, весенние и летние дни дети не должны находиться в помещении. В первые 3—4 недели «Школы радости» ребята проходили ежедневно 2—3 километра; во второй месяц — 4—5; в третий — 6. И всё это среди полей и лугов, в рощах и в лесу… Ребенку хочется идти, потому что он чувствует себя открывателем мира».

Что ж конкретно было создано В.А. Сухомлинским в «Школе радости» и в семьях дошкольников для оздоровления детей?

В «Школе радости»

  • Закалка ног в весеннее, летнее и осеннее время (посещение школы босиком).
  • Длительные пешие прогулки на природу.
  • Развитие хорошего аппетита у детей посредством использования для еды на природе хлеба, печёного картофеля, лука, огурцов, каши и др.
  • Создание площадки для игр на свежем воздухе (качели, карусели с фигурками конька-горбунка, волка, лисы, слона и др., площадки для подвижных игр).
  • Проведение праздников (матери, девочек, недели сада, первого хлеба, птиц и др.).
  • Оборудование уголков, по традиции принадлежащих одной возрастной группе (для дошкольников — виноградная беседка).
  • Создание материальной базы для трудовой деятельности детей (оранжерея, пасека, кролеферма, метеостанция, 4 мастерских, фруктовый сад на площади 20 гектаров, виноградники, около 4 тысяч приборов, станков, моделей, сельскохозяйственных машин и механизмов, школьная электростанция и др.).

В семьях детей

  • Приобретение родителями по одной-две семье пчел с целью употребления детьми меда в лечебных целях.
  • Помощь каждой семье иметь плодовые деревья, особенно яблони.
  • Забота родителей о запасе продуктов, богатых витаминами, специально для весенних месяцев (когда в организме детей исчерпывается запас витаминов и когда ослабляется сопротивляемость организма простудным заболеваниям и снижается работоспособность, слабеет здоровье).
  • Пребывание родителей с детьми в полях, где воздух насыщен фитонцидами злаковых растений (пшеницы, ржи, ячменя, гречихи).
  • Посадка родителями под окном спален детей ореховых деревьев, запах которых убивает болезнетворные микробы и отпугивает вредных насекомых.
  • Оборудование в каждом дворе летнего душа.
  1. Вовлечение всех учащихся, в том числе и дошкольников и младших школьников, в общественно полезный труд, выполняемый в основном на свежем воздухе в природе.

Правила вовлечения в общественно полезный труд:

1) включение всех детей в полезный физический труд с 5—6 лет;

2) считай своей заслугой только то, что ты сделал своими руками, разумом, творчеством;

3) ценность подарка родителям, родным и близким измеряется не той суммой денег, которые взрослые дали ребёнку, а теми трудовыми и умственными усилиями, которые сам ребёнок вложил в изготовление своего подарка (выращенные цветы, изготовленные шкатулки, созданные рисунки, вещи для домашнего обихода, стихотворения, сказки, рассказы, выращенный виноград и др.).

Дети 7—8 лет создали на полях местного колхоза лесозащитные полосы, благодаря которым в течение 10 лет прекратилась эрозия почвы на площади 160 гектаров. За 30 лет учащиеся превратили в тучные нивы свыше 60 гектаров неплодородной глинистой почвы.

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского имеет огромное значение. Оно не потеряло свою актуальность и в наши дни, когда на первый план в образовании вышло формирование личности, воспитание гражданина-патриота, настоящего человека.

В. Чечет


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх