Педагогика Марии Монтессори вчера, сегодня, завтра

«Век ребенка» — так назвала свою главную книгу известная шведская писательница, педагог, общественный деятель Э. Кей; «Дом Свободного Ребенка» — творческое детище видного представителя концепции свободного воспитания, русского педагога К.Н. Вентцеля; «Как любить ребенка» — труд ума и сердца величайшего из гуманистов, польского педагога Я. Корчака… Что их объединяет?

Не столько эпоха (первая половина ХХ века), сколько преданность именно ребенку, поиск новых подходов в деле воспитания детей, признание их полноправными членами общества, истинно свободными, уважаемыми и любимыми. По сути дела, названные педагоги ответили на главные вопросы своего и нашего времени: что представляет собой ребенок, как к нему относиться, где и как он должен воспитываться, а в целом, что нужно делать, чтобы не потерять творческий, духовный уровень человечества.

Среди этих и других замечательных имён — одно из наиболее известных — Мария Монтессори. Сегодня в мире существуют тысячи Монтессори-школ, в которых педагоги продолжают воплощать ее идеи; в Европе и США работают специальные заводы, где выпускаются дидактические Монтессори-материалы; действует Международная ассоциация М. Монтессори (АМІ — Association Montessori Internationale).

Чем же заслужила М. Монтессори такую всеобщую славу, в том числе признание у нас, где ранее (в советское время) ее труды были практически неизвестны и невостребованы? За что профессор Гарвардского университета Генри Гельмс во вступительной статье к ее книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики» назвал М. Монтессори гениальной и поставил в один ряд с И. Песталоцци?

Путь к славе в педагогической деятельности Марии Монтессори (1870– 1952) — молодого итальянского доктора медицины, директора Государственного ортофренического института, занимавшегося проблемами обучения умственно отсталых детей и подготовкой для работы с ними педагогических кадров, — начался с разработки ею специальных развивающих дидактических материалов по чтению, письму и счету. Применение их настолько подняло уровень дефективных детей, что, как отмечали в прессе, граничило с чудом.

Дальнейшее воплощение идеи М. Монтессори (уже профессора антропологии и гигиены Римского университета) получили в работе с нормальными детьми в дневном приюте «Дом ребенка» (1907) — первом дошкольном учреждении, ставшем прообразом открытия в ХХ в. подобных заведений в США, Великобритании, Италии, России и других странах.

Как известно, самое продуктивное (золотое) для развития человека время — возраст до 7 лет. Именно на возраст от трех до семи лет и рассчитана педагогическая система М. Монтессори. По ее мнению, в период с 3 до 6 лет развиваются и укрепляются главные функции ребенка: координируются мускульные движения, складывается чувственная сфера, формируются речевые навыки, начинает развиваться произвольное внимание и др. — это благоприятный возраст для начала обучения.

Главная идея, на которой построены принципиальные положения метода М. Монтессори, — полная свобода ребенка, ограничиваемая лишь в исключительных случаях, а именно при угрозе его жизни и здоровью. Ставя ребенка в центр педагогического процесса и создавая условия для его свободного развития, самовоспитания и самообразования, она исходит из того, что природа сама позаботилась о форме всех конструкций человека, что каждая способность в естественно свободных условиях проявляется сама собой. Особенно это важно в раннем детстве, когда закладываются основы личностного становления. «Мы не можем и предвидеть всех последствий заглушения непосредственной, самопроизвольной деятельности ребенка в ту пору, когда он только начинает проявлять активность: может быть, мы заглушаем саму жизнь», — пишет М. Монтессори, раскрывая суть своего метода, т.е. «открывая простор свободным и естественным проявлениям личности». Возможно это лишь посредством организации особой материальной и коммуникативной среды — так называемой «материи жизни» (первый из принципов, через который реализуется свободное воспитание).

Под жизненной материей М. Монтессори понимала прежде всего удобную меблировку класса. Оказывается, легкие, но устойчивые, переносимые двух-трехлетними детьми столы, маленькие столики для индивидуальной работы и портативные стульчики (вместо укрепленных парт и скамеек) не только удобны для занятий детей, но и являются воспитывающим средством: если ребенок неловким движением опрокинет стул, который с шумом рухнет на пол, он получит наглядное доказательство своей неловкости; столики и стулья стоят неподвижно на своих местах — ребенок научился управлять своими движениями.

В низких длинных шкафчиках в Доме ребенка хранились дидактические материалы, попечение о которых было вверено самим детям, впрочем, как и попечение о стоящих на шкафах цветах в горшках, вазах с рыбами, клетках с птичками или игрушках. А по стенам развешены специально подобранные картины, изображающие три стихии: землю, воду, воздух, — а также незамысловатые, но интересные для детей сцены.

Однако главная «материя жизни» в Монтессори-школе — не обстановка, а материал, с которым работают дети и на котором происходит то чудесное (вначале сенсорное, затем абстрактное) развитие, так ошеломившее в свое время педагогическую общественность. Это прежде всего богатейший природный материал в виде коллекций семян, высушенных плодов, гербариев, образцов камней, минералов, почвы и т.д. Этот материал не только рассматривается, но с ним ставятся различные «опыты» с помощью весов, магнитов, измерительных емкостей и т.п. Есть рамки, на которых можно учиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы и ремни; лестницы с брусочков для формирования понятий «тонкий» — «толстый»; клавишные доски с разными полосками ворсистой бумаги для отработки тактильного восприятия, а цилиндрики с сыпучим материалом — слухового; на «вежах» из разноцветных бусинок (каждом из десяти прутиков — одного цвета) ребенок познает цветовую гамму; ввести детей в мир чисел помогают «числовые штанги» (брусочки от 10см до 1м длиной, разделенные по 10см) и многое-многое другое, получившее название «золотого материала» М. Монтессори. Даже кухонная утварь, чашки, ложки и ножи, щетки, в том числе для чистки одежды и обуви, веники для подметания полов, совки, губки и т.п. являются в Монтессори-школах учебным материалом, смысл которого в необходимой ребенку жизненной практике. Ведь создав сегодня для наших детей какую-то искусственную, виртуальную (телевизор, компьютер) среду, отлучив их от натуральной природной среды, близкой и понятной, мы содействуем формированию у них чувства ирреальности, абсурдности жизни, и это проявляется в нередких среди подростков не поддающихся здравому осмыслению случаях убийств (самоубийств), в целом агрессии, возрастании шизофрении. Заполняя мир ребенка обилием красивых дорогих игрушек, которые в силу детского любопытства познаются через ломание, мы воспитываем разрушителей, а не созидателей (в отличие от прежнего, народного опыта, когда игрушки мастерили старшие вместе с детьми из природного материала, а еще лучше, если для детей делали миниатюрные орудия труда — тоже своеобразные, но очень полезные «игрушки»).

Сенсорное восприятие, как основа умственной и нравственной жизни, фундамент «развития духовной высшей деятельности» (еще один из принципов метода Монтессори), имеет, с точки зрения автора концепции, не только биологическую (психофизиологическое развитие), но и социальную (приспособление к среде) цель. Однако достижение этих целей возможно лишь при условии педагогической организации такой «подготовительной среды», т.е. чтобы вещи и предметы, все внешнее окружение ребенка соответствовало его внутренним и возрастным требованиям, его интересам и склонностям (современная теория сензитивности). В связи с этим дидактический материал дифференцируется и по развитию каждого из видов чувств, и по степени его сложности.

Педагогическая организация жизнедеятельности детей в Монтессори-группах, или дальнейшая реализация идеи свободы — это обеспечение самостоятельности ребенка, собственной инициативы каждого в выборе «поля деятельности». Дети свободно перемещаются из комнаты в комнату, выбирая по своему желанию определенное место; иногда младшие заходят в группу старших и интересуются материалом, с которым те работают, и наоборот, старшие возвращаются в комнаты младших, включаясь в ранее практикуемую деятельность. Такое содружество осуществляется благодаря разновозрастному принципу комплектования групп.

В целом школа Монтессори — школа с «раскрытой дверью», т.е. воспитывающую среду педагог понимала широко, включая в нее открытое пространство (двор, сад), находящееся в прямом сообщении с группой так, «чтобы дети могли свободно уходить и приходить по желанию в течение всего дня». Во дворе и саду они проводили и маленькие опыты с растениями, собирали листья и семена деревьев постоянно общаясь с Природой.

Это свобода! А как же пресловутая дисциплина, послушание? Ведь не могло не быть в Доме ребенка непослушных детей — «драчунов», «упрямцев» и т.п.? Конечно, в группах малышей случались «нарушения» дисциплины, потому что дети в силу своих психофизиологических особенностей еще не готовы в этом возрасте к спокойной деятельности. Но излишняя крикливость, упрямство и другие подобные проявления не только замечались, но и останавливались, потому что не такую «активность» имела в виду М. Монтессори, провозглашая свой еще один важный принцип — дисциплина в свободе.

Дисциплина в свободе… На первый взгляд, парадоксальное сочетание понятий, в частности для тех, кто усматривает дисциплинированность в неподвижности и безмолвии ребенка. Сколько пролито детских слез от того, что многие взрослые неправильно понимают суть дисциплины, сводя ее к безусловному, не терпящему возражений требованию от ребенка неподвижности. Сколько «методов» дисциплинирования выработано на протяжении веков в педагогике, а проблема школьной дисциплины не только не исчезает, но и возрастает. А оказывается все очень просто и разрешимо, если исходить из природы и индивидуальности ребенка, освободив его от жестких беспрекословных требований, мелочной опеки взрослых, от диктата единой «Программы».

Для М. Монтессори свобода есть деятельность, т.е. активная дисциплина — та, которую приобретают умея «сообразовать свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу». И первое, что должен усвоить ребенок для выработки такой дисциплины — различие между добром и злом, — а конечным результатом является его гордость от того, что научился работать и вести себя хорошо. При этом дисциплина, к которой надо приучать детей, по своему характеру не должна ограничиваться школьной средой, а простираться и на социальную среду.

Сегенюк Г. В.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх