Первая программа детского сада (часть 1)

В настоящее время вопрос о необходимости программно-методических документов как основы планирования воспитательно-образовательной работы дошкольных учреждений у нас не вызывает сомнений, но так было далеко не всегда. И тем интереснее узнать, что первый государственный программный документ был издан только в 1934 году.

Причина такого положения дел до революции понятна: детские сады были в основном частные, или немногочисленные «народные», открытые общественными организациями. Государственных дошкольных учреждений не было вовсе. Правда, уже тогда предпринимались попытки разработки вопросов отбора содержания образовательной работы с дошкольниками в условиях семейного и общественного воспитания.

Однако даже после включения общественного дошкольного воспитания в систему образования в качестве её первой ступени и придания ему государственного характера, на протяжении достаточно продолжительного времени принципиально отрицалась всякая возможность работы по программам и планам. Связано это было, прежде всего, с тем, что отвергалась сама идея руководящей роли педагога в работе с детьми. Его главная задача, как об этом говорилось в разработанной дошкольным отделом Наркомпроса «Инструкции по ведению очага и детского сада» (1919 г.), — создание «педагогически обоснованной, психологически продуманной обстановки», т.е. соответствующей среды для выявления и развития «заложенных в ребёнке сил и способностей», их «самодеятельности и самостоятельности».

Установки II съезда по дошкольному воспитанию (1921 г.) и ІІІ съезда (1924 г.) на введение детского «самоуправления», «самообслуживания» свидетельствовали о недооценке роли педагога, сведении её к организации «среды определённой направленности». Такое положение дел объяснялось популярностью идей теории «свободного воспитания», согласно которой основой работы с детьми является именно активность и «самодеятельность» детей: свободный выбор ими дел для себя; добровольное участие в общих делах; группировка в них не по возрасту, а по интересам; недопустимость расписаний занятий и др.

Определённый перелом наступил к моменту проведения в 1926 г. III конференции по дошкольному воспитанию, созванной для подведения итогов «пересмотра дошкольного дела» и уточнения ряда методических вопросов. Очевидность необходимости создания более или менее определённого плана дошкольной работы привела к тому, что именно тогда впервые был поднят вопрос её планирования.

Положительно решённый вопрос о планировании привёл к осознанию необходимости разработки программы, на основе которой оно должно осуществляться.

Впервые предметом специального обсуждения этот вопрос стал на IV съезде по дошкольному воспитанию

(1928 г.), где одним из основных был доклад А.В. Суровцевой «Принципы составления программы детского сада и связь со школой и яслями». Эта возможность постановки на повестку дня вопроса о программе говорила об определённых сдвигах в практической работе, которая давала материал не только для уточнения задач воспитания, содержания и методов работы, но и для определения объёма знаний, умений и навыков.

Вся схема будущей программы включала в себя следующие разделы:

  • целевая установка советской дошкольной педагогики;
  • содержание работы по организующим моментам;
  • методические указания к проработке организующих моментов;
  • содержание работы по отдельным видам детской деятельности для детей разного возраста.

После съезда методической комиссией по составлению программ под руководством А.В. Суровцевой были разработаны и изданы «стабильные» организующие моменты на все сезоны для городских и сельских детских садов.

Незадолго до этого была опубликована программа довольно большого объёма «ориентировочных навыков» для детей от 3 до 8 лет, включающих в себя знания об окружающей действительности, о природе, временную, сенсорную, пространственную, социально-бытовую ориентировки, количество, счёт и письмо.

Дальнейшим этапом работы комиссия считала разработку программ дошкольных учреждений, и в 1932 г. был опубликован проект программы детского сада. В его основу легли те направления работы, которые были предложены на IV съезде, и потому проект состоял из программы по видам детской деятельности и по организующим моментам. К видам детской деятельности были отнесены направления работы, решающие задачи общественно-политического, трудового, физического воспитания, музыкально-двигательная работа, собственно изобразительная деятельность и образовательный материал (математика, грамота) для старших детей. В основе предложенных 16 организующих моментов (одинаковых по тематике и продолжительности для всех возрастов) — выпущенные за год до этого «Материалы к работе дошкольного учреждения». Уже само перечисление видов детской деятельности, в которое не входила игра, но входило «общественно-политическое и трудовое воспитание», их содержание свидетельствовали о переоценке возможностей дошкольников и игнорирование их подлинных интересов.

Достаточно сложно для дошкольных работников было соотнесение этих материалов: организующие моменты выступали в качестве основы планирования работы, а для каждого из них (одинаковых для всех возрастов) надо было вычленить сведения из всех разделов программы по «видам деятельности». Поэтому на практике основное внимание педагоги уделяли выполнению в первую очередь программы организующих моментов и значительно меньше — второй. При таком подходе вскоре стало очевидным, что обучение и воспитание только путём организации детской деятельности не удалось, поскольку не всё может быть достигнуто детьми путём «делания». Однако несмотря на недостатки, сам факт выхода этого проекта следует признать положительным, т.к. это была первая попытка отбора содержания работы детского сада и форм его организации.

В декабре 1933 г. коллегия Наркомпроса приняла решение «признать необходимым переработку тех проектов, которые были утверждены дошкольной секцией ГУСа, но не утверждены коллегией Наркомпроса. Переработку эту предписывалось организовать самым серьёзным образом с привлечением опытных педагогов и педологов, директоров соответствующих научно-исследовательских институтов под председательством руководителя Наркомпроса А. Бубнова. Надо отметить чрезвычайно оперативную работу этой комиссии. Уже в январе 1934 г. коллегия утвердила разработанное ею постановление «Об основных принципах педагогической работы в детском саду». В качестве этих принципов комиссия установила следующее:

1. Основа работа — режим (распорядок времени) и программа.

2. Методы работы: игра, физупражнения, физкультурно-воспитательная работа, экскурсии, трудовые занятия, свободная деятельность, беседы, художественный рассказ и т.п.

3. Формы организации работы — в соответствии с возрастными возможностями детей, что должно найти отражение в различии режима, объёма «представлений, понятий, навыков и начатков знаний», в методах и дидактическом материале.

Всю работу в детском саду теперь рекомендовалось строить на основе определённых тем (комплексов), которые в отличие от режима и программы выступают не в качестве обязательных, а лишь в виде ориентировочных. Поэтому было принято решение опубликовать их в качестве методического материала с изложением лучшего опыта работы детских садов.

К новому учебному году (1 сентября 1934 г.) программы и внутренний распорядок дня А. Бубнов утвердил и дал задание немедленно приступить к изданию и разработке в десятидневный срок плана организации «инструктирования» дошкольных работников в связи с введением новых программ с последующим отчётом уже через полтора месяца о состоянии подготовки и переподготовки дошкольных кадров. Они были сданы в печать с матриц 10 января 1935 г., и вскоре тиражом в 50.000 экземпляров был опубликован документ под названием «Программы и внутренний распорядок детского сада».

В основе структуры программы — переработанные разделы «видов детской деятельности» проекта (всего 9) и внутренний распорядок в детском саду. В каждом из разделов (общественное; физическое; художественное воспитание; игры; начатки знаний о природе; рисование, лепка и трудовые занятия; развитие первоначальных математических представлений и навыков; занятия по чтению и письму) программный материал давался для пяти возрастов (от 3 лет до 7 включительно). С этого же года началось издание ориентировочных материалов из опыта работы детских садов уже не по организующим моментам, а по темам, хотя сама идея необходимости организации работы по ним оставалась прежней. Считалось, что они дают педагогу возможность определить общее содержание детских занятий и игр, способны содействовать педагогически целесообразной организации режима и пр. Срок для каждой темы определялся от 3 до 7 дней, в зависимости от возраста детей, степени их заинтересованности и характера темы («Улица зимой», «Овощи и фрукты», «День Красной Армии», «Праздник Октября», «Осень» и т.д.). Очень скоро эти программы (особенно после постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») стали резко критиковать, и приказом нового народного комиссара просвещения П. Тюркина в ноябре 1937 г. они были отменены как «вредные, протаскивающие в воспитательную работу контрреволюционную лженауку — педологию».

Анищенко О.

Продолжение статьи


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх