Первая программа детского сада (часть 2)

Начало статьи

Были ли все из высказанных упрёков справедливыми? Попробуем разобраться. Так, разработку материалов программы и режима для каждой возрастной группы считали необоснованной, отвлекающей педагога от индивидуальной работы с детьми, развитие которых нельзя замыкать в возрастные рамки.

Потому в новом документе «Руководство для воспитателя детского сада» (1938 г.) материал дан не по возрастным группам, а по главам, раскрывающим направления работы. Это представляло определённые сложности для воспитателя, и уже второе издание этого «Руководства» вновь даёт материал по возрастным группам, для каждой из которых определяется содержание работы. Такой же принцип составления программ используется и по настоящее время.

В качестве недостатков первой программы называлось отсутствие в ней чётко выделенных задач нравственного воспитания. Надо отметить, что вместо этого термина в рассматриваемый период чаще всего использовались другие — «идейно-политическое», «общественно-политическое», «общественное» воспитание. И этот раздел программы предусматривал задачи воспитания у детей навыков «общественного поведения, необходимых для коллективной жизни», ровных товарищеских отношений, проявление внимания к сверстникам и заботы о малышах, т.е. моральных качеств и привычек поведения.

Из первой программы исчез самостоятельный раздел Он стал частью раздела «Рисование, лепка и другие трудовые занятия». Однако содержание трудовых умений и навыков по-прежнему включали в себя требования развития у детей достаточно сложных умений: пользования молотком (4 года), лучковой пилой (5 лет), клещами (6 лет), стамеской, шилом, перочинным ножом (7 лет), овладение при изготовлении строительных материалов из глины навыками плотной набивки, прессования дощечкой, разборки и выкладки формы (6 лет) и т.д. Указания по детскому самообслуживанию в этом разделе включали в себя не только элементарные навыки, но и рекомендации по привлечению детей с пятилетнего возраста к приготовлению винегрета, работе с тестом (от стадии его подготовки до изготовления шестилетками с помощью разнообразных форм печенья, лепёшек, крендельков, баранок), засолке огурцов, помидоров, других овощей, шинковке капусты, сушке яблок с детьми 7 лет.

Раздел проекта «Музыкально-двигательная работа» в программе получил название «Художественное воспитание». И хотя в объяснительной записке к нему говорится, что в целях художественного воспитания надо использовать всю работу детского сада, не ограничиваясь изодеятельностью, содержанием данного раздела стала только программа музыкальных занятий и ритмических движений детей по годам без деления на полугодия.

Принципиально новыми разделами были следующие: «Игры», «Развитие детской речи и занятия с книгой и картиной», «Начатки знаний о природе» и «Внутренний распорядок в детском саду».

Программа по игре включала в себя:

  • указания о содержании и организации игр для детей разных возрастов и требования к игрушке;
  • рекомендуемый материал для творческих игр по сезонам для помещения и участка;
  • игры с правилами (печатные и моторные) для каждого возраста.

Излишне подробная детализация материала программы по играм (когда играть, как играть, с чем играть и т.д.) на практике подчас приводила к тому, что игра скорее походила на «организованное занятие».

В разделе программы по развитию речи перечислены были требования к речи ребёнка со стороны содержания, структуры, произношения; перечень расширяющего круга занятий по возрастам; объём навыков в обращении с книгой, список рекомендуемого для чтения литературного материала и радиопередач для прослушивания. Анализ видов предложенных занятий позволяет сделать вывод о том, что основной формой работы по развитию речи дошкольника выступала повседневная жизнь. Так, к видам занятий для трёхлеток, например, отнесены были: индивидуальный разговор с ребёнком, разговоры между детьми, короткие высказывания по поводу игрушки, слушание рассказа педагога и рассматривание чётких простых картинок.

Такой же подход к описанию основных форм работы (названных «виды занятий») был предложен и для реализации раздела «Начатки знаний о природе», программа которого для каждого возраста по сезонам предусматривала знакомство не только с характерными явлениями погоды, но и с теми изменениями, какие они вносят в жизнь животных и растений; перечислялись те умения, которыми должны были овладеть дети в процессе ухода за ними.

Связано это, прежде всего, с тем, что в рассматриваемый период теория и практика общественного дошкольного воспитания находилась ещё на стадии разработки. Длительное время обсуждался вопрос о роли педагога в детском саду: является ли он только организатором среды, действующей на ребёнка в определённом направлении, или роль эта должна быть руководящей в работе с детьми? От ответа на него зависело и решение вопроса об основных источниках (формах, способах) получения детьми знаний: повседневная жизнь, дидактические игры или всё-таки занятия со всей группой детей, организованные педагогом? И хотя превалирующей формой образовательной работы в теории и практике детского сада были дидактические игры, в 30-е годы всё чаще стали склоняться к последнему варианту, что нашло отражение даже в названиях: «организованные» занятия (1932 г.), «установленные» (1934 г.), «обязательные» (1938 г.). Все эти занятия, как бы они не назывались, проводились по типу свободной детской деятельности без прямого обучения. Руководство ими сводилось к постановке общего для всех детей задания (например: «Будем рисовать дерево»), которое каждый ребёнок должен был решать самостоятельно, не получая указаний относительно способов его выполнения. Причина подобной подмены обучения фактически самообучением крылась в признании детского творчества основой развития ребёнка, которое подавляет прямое обучение и, следовательно, приводит к снижению активности детей. Однако чёткого различия между методами, приёмами работы, формами и видами занятий в этот период ещё не было.

Впервые программа 1934 г. рекомендовала всю работу осуществлять в соответствии с детально расписанным на зимнее и летнее время «внутренним распорядком». Помимо прогулок, сна и еды отводилось время как на «свободные» занятия и игры, так и на «установленные» занятия со всей группой детей в первую половину дня продолжительностью от 15—20 с 3—4-летками до 20—50 минут с детьми 4,5—5 лет. Для самых старших (6—7 лет) длительность «сидячих» занятий устанавливалась 30 минут, а музыкальных и физкультурных — 20 минут. Причём в общих примечаниях к этому разделу отмечалось, что один раз в шестидневку утренние установленные занятия отменяются, а это время отводится для свободных игр по выбору детей. Что касается раздела «Занятия по чтению и письму», то программа работы по грамоте была рассчитана на работу с детьми только 6—7 лет.

Пожалуй, наиболее проработанным в первой программе был раздел «Физическое воспитание». Уже на I съезде по дошкольному воспитанию был поставлен вопрос о роли врача в детском саду, большое внимание оздоровлению ребёнка уделялось и в «Инструкции по ведению очага и детского сада». Над проблемой физического воспитания детей активно работали врачи и педагоги. К началу 30-х годов были разработаны многообразные пути и средства для физического воспитания: от организации всей обстановки детского сада в соответствии с требованиями гигиены, «использования в интересах физического воспитания ребёнка воздуха, воды и солнца», формирования у детей культурно-гигиенических навыков до организации творческих, подвижных игр и специальных занятий по физкультуре. В детских садах строились застеклённые террасы, павильоны или просто навесы для дневного сна детей; для наиболее ослабленных детей ряд предприятий организовывал детские санатории; изменилась культурно-гигиеническая обстановка детских садов (появились скатерти, красивая посуда, салфетки с индивидуальными метками для каждого ребёнка; издан специальный сборник подвижных игр для физического воспитания; программой, помимо занятий, впервые введена утренняя зарядка (для детей 4,5—5 лет) и т.д.

В данном разделе помимо «программы физических упражнений», дана «программа по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков». Они были расписаны не только по возрастам, но и на полугодия по следующим направлениям: формирование навыков, связанных с гигиеной тела (личная гигиена), с гигиеной одежды и самостоятельным одеванием; с элементарной общественной гигиеной. И отдельно по каждому полугодию — работа с родителями в этом направлении. Каждый из навыков был так разделён по этапам формирования, что возникали вопросы о целесообразности подобной детализации. Почему, например, именно в три года ребёнок должен уметь снимать ботинки; в три с половиной — уметь их надевать; в четыре с половиной — «знать, что обувь нельзя надевать на кровати», а в пять — «не плевать на пол»?

Однако, несмотря на ряд недостатков первой программы, надо признать большие заслуги теоретиков и практиков дошкольного воспитания, проделавших колоссальную работу по созданию научных основ дошкольной педагогики и организации общественного дошкольного воспитания. Создание первой программы детского сада явилось, безусловно, значительным шагом вперёд по сравнению с её проектом. Наличие программы упорядочивало работу детских садов, позволяло строить её более содержательно, организованно и целенаправленно. Первая программа заложила основы для разработки последующих программно-методических документов для всей системы общественного дошкольного воспитания.

Анищенко О.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх