Когда появились первые детские сады

В первые общественность нашей страны познакомил с существующими в Германии детскими садами Василий Иванович Водовозов (соратник и коллега К.Д. Ушинского по Смольному институту) в своих письмах из-за границы, опубликованных в 1857 году в «Журнале для воспитания». За год до этого вышла статья Н.Н. Пирогова «Вопросы жизни», положившая начало общественно-педагогическому движению.

Одной из форм проявления этого движения стало открытие детских садов сначала частными лицами, затем и общественными организациями. Первые частные детские сады (Седмиградского, Люгебиль, Симонович) были платными. Правда, плата за них была столь невелика, что едва окупала расходы на их содержание.

Однако даже при невысокой плате эти детские сады были недоступны для детей рабочих, тем более, что сами родители внимательно следили не только за социальным составом детей в группе, но даже за тем, чтобы купеческий ребенок, например, не играл в солдата и пр. Для детей городской бедноты в то время существовали многочисленные приюты, убежища, основное назначение которых — охрана и присмотр за детьми. Детские сады считались учреждениями на порядок выше, в них проводилась и специальная воспитательно-образовательная работа.

Такой тип дошкольного учреждения, как бесплатный детский сад для детей трудящихся, получил в истории отечественной педагогики название «народного детского сада».

Впервые о его существовании узнали читатели первого номера журнала «Детский сад», издаваемого супругами Симонович, в апреле 1866 года. В статье «Бесплатный детский сад Общества дешевых квартир» А.С. Симонович писала: «Недавно открылся на Знаменке бесплатный детский сад для детей родителей, живущих в доме общества дешевых квартир — на Лиговке. Известно, что Общество сдает квартиры за самую дешевую плату бедным людям, обремененным большими семьями.

Вследствие этого обстоятельства в доме Общества собралось много детей, остающихся весь день без надзора, потому что их родители заняты своими делами. Большой коридор, разделяющий квартиры на две половины, служил местом сборища детей и вместе с тем местом, где проходили всевозможные позволительные и непозволительные шалости. Общество убедилось, что для детей необходима школа, а так как дети большей частью малолетние, оно напало на мысль открыть детский сад. С этой целью была нанята небольшая квартира в Гусевом переулке, где трое особ, преданных воспитанию маленьких детей, занимаются ежедневно с детьми с 11 до 18 часов…».

Бесспорно, что это «недавно» было соотнесено именно с 1866 годом. На эту дату ссылался впоследствии в своей докторской диссертации «История русской дошкольной педагогики» и в книге, опубликованной по ее материалам, И.В. Чувашев. Она же вошла и в те главы учебных пособий по истории педагогики, которые были написаны им же. В них говорится о том, что, просуществовав несколько лет, этот детский сад закрылся из-за отсутствия средств.

У нас есть основания считать, что это соединение случайно. Кроме того, в других источниках называются еще две разные даты открытия первого народного детского сада этим Обществом: Б.Р. Розенфельд писала о 1867 годе, а О.К. Буланова-Трубникова — дочь инициатора основательницы этого Общества, В.В. Стасов (брат Н.В. Стасовой) называли 1868 год.

Так, Б.Р. Розенфельд в 1949 году (И.В. Чувашев защитил диссертацию в марте в 1951 году) опубликовала статью, в которой говорилось: «Первый народный детский сад при Обществе дешевых квартир был открыт еще в 1867 году, в Петербурге (на Знаменской). Учредителям этого первого детского сада для детей народа А.П. Философовой и Н.В. Стасовой пришлось вести борьбу «за саму идею создания учебной помощи детям простого люда». Борьба эта была нелегкой хотя бы уже потому, что в это время детские сады в России были вообще нововведением, ценность и необходимость их признавалась очень ограниченным кругом людей из педагогического мира; даже такими выдающимися людьми, как К.Д. Ушинский, детские сады признавались «желательной, но малодоступной роскошью».

О.К. Буланова-Трубникова в своих воспоминаниях о дате открытия народного детского сада пишет так: «В 1868 году, по инициативе члена Общества Варвары Павловны Тарновской, был устроен «детский сад», что освобождало матерей от надзора и ухода за малолетними».

В.В. Стасов также называет именно эту дату: «В бывшем доме Реймерса еще в 1868 г. были устроены общественные кухни для поселенных в тех домах семей, и тогда же была вновь открыта школа, а потом устроен по инициативе В.Л. Тарновской детский сад…».

Так кто и когда открыл первый бесплатный детский сад для детей трудящихся? Самые точные ответы дают сохранившиеся за 50-летний период деятельности отчеты самого «Общества дешевых квартир». Но для начала нам хотелось бы познакомить читателей с историей организации этого Общества и с «портретами» женщин, организовавших как само Общество, так и детский сад при нем.

Общественный подъем в России на рубеже 50—60-х годов XIX в. положил начало осознанному женскому движению за равное с мужчинами право на труд, образование, экономическую самостоятельность и независимость. Эта борьба на самых первых этапах объединила женщин из дворянского сословия и разночинной среды.

«У истоков женского движения в России — три замечательные женщины: М.А. Трубникова, Н.В. Стасова, А.П. Философова. Современниками они воспринимались как «триумвират», составленный из трех очень разных, но крепко связанных и взаимообогащающих личностей». Именно о них пойдет речь в нашей статье.

Инициатором создания общества, которое ставило своей целью оказание помощи работающей женщине, стала Мария Васильевна Трубникова (1835—1897 гг.), старшая дочь декабриста В.П. Ивашева и его жены — француженки Камиллы Ле-Дантю. После смерти родителей шестилетняя Маша (вместе с четырехлетним Петром и двухлетней Верой) воспитывалась сначала у бабушки, а затем (до замужества) в семье сестры отца — княгини Л.А. Хованской, получив отличное по тем временам воспитание и образование. В 19 лет она вышла замуж за К.В. Трубникова, который, по словам ее сестры Веры, «пленил ее сердце своим либерализмом и цитатами Герцена». Вскоре молодая семья переедет в Петербург.

Хорошо обеспеченные материально сестры (Вера до своего замужества жила вместе с Трубниковыми) доверили свои средства Константину Васильевичу. Он завел богатый дом, открыл банкирскую контору, занимался издательской деятельностью. Сестры принимали участие в ней: переводили статьи, редактировали, выполняли другие обязанности в редакции. И уже очень скоро у Марии Васильевны начались первые столкновения с мужем, обнаружившие их глубокую духовную рознь, что привело потом к окончательному разрыву супругов и необходимости для Марии Васильевны самой думать о заработке, кормить себя и детей.

Начитанная и образованная, она «была в высшей степени привлекательной личностью, обладала способностью сплачивать вокруг себя людей и, благодаря своей энергии и инициативности, являлась интеллектуальным вождем своего кружка». Все, знавшие М.В. Трубникову, считали ее прирожденной общественной деятельницей, которая умела выдвигать задачи и сплачивать людей, пробуждая в них желание работать и приносить пользу. Именно Марии Васильевне принадлежали идея и инициатива всего, что предпринималось кружком, названным впоследствии «триумвиратом». Его деятельность была весьма широка и многогранна.

Членом «триумвирата» была и Анна Павловна Философова (1837—1912 гг.). Она родилась в богатой семье Дягилевых (дед — адмирал И.С. Сульменев, бабушка — урожденная А.П. Литке). Красавица Нонночка, как звали ее родные, была неизменно приветлива и жизнелюбива, имела веселый нрав и вместе с тем упорство, которое придавало ей силы и увеличивало ее очарование. В многодетной семье Дягилевых дети воспитывались в строгости (из-за страстной религиозности отца, приведшей его к психическому расстройству, отношения между родителями были обострены до предела).

Как вспоминала потом Анна Павловна, «…не трудно понять, что за ад был тогда в доме… Понятно поэтому, как я рвалась из дому. Единственной возможностью для этого было замужество». И в 18 лет она вышла замуж за 36-летнего Владимира Дмитриевича Философова, по ее словам, «одного из лучших людей на свете». Он уже тогда был видным чиновником, активно делавшим карьеру сначала в Сенате, а затем и в Военном Министерстве. В набросках своих воспоминаний, сделанных ею для детей и внуков и использованных в книге А.В. Тырковой, Анна Павловна писала, что первые годы замужества она жила «в вихре света», бывая подчас на трех балах за один вечер, устраивая часто у себя «пир горой», пока наконец не стала тяготиться всем этим блеском.

Событием, изменившим во многом ее взгляды, сделавшим из нее известную общественную деятельницу, станет общественно-педагогическое движение рубежа 50—60 гг. Поводом к нему послужит статья Н.Н. Пирогова «Вопросы жизни», которая, по свидетельству К.Д. Ушинского, станет своего рода «вечевым колоколом», пробудившим «спавшую… до тех пор педагогическую мысль». Обсуждение статьи вызвало такую острую дискуссию, что она переросла в общественно-педагогическое движение. Среди многих вопросов, поднятых Пироговым, был и вопрос о воспитании женщин, которое требует перемены, ибо в нем «заключается воспитание всего человечества». Пирогов советовал: «Пусть мысль воспитать себя для этой цели, жить для неизбежной борьбы и жертвований проникнет все нравственное существование женщины, пусть вдохновение осенит ее волю, — и она узнает, где должна искать своей эмансипации».

Волшебное слово было произнесено, но как действовать в этом направлении? Еще до встречи с Трубниковой Философову приняли в Патриотическое общество, и ее заданием стало опекать школу на Васильевском острове1. Однако Анне Павловне был не симпатичен состав общества, да и действовать она тогда не умела. И однажды друг их семьи Ф.С. Унковский привел к ним свою знакомую, Марию Васильевну Трубникову. Рассказывая впоследствии дочери Марии Васильевны об их знакомстве, Анна Павловна признавалась, что была очень невежественна в общественных вопросах: «Твоя мама имела терпение читать со мной серьезные книги и толковать мне всякое слово. Я никогда не забуду первого с ней знакомства. Я ее совершенно не понимала. К счастью, она была из тех, что сразу соображала, с кем имеет дело. В этом была ее сила, ее обаяние. Она меня обласкала, ободрила и дала книгу для прочтения по женскому вопросу». Мария Васильевна, по словам Философовой, станет ее «добрым гением», который учил и указывал дорогу.

Анищенко О.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх