Первые детские сады в России

Именно Варварой Павловной Тарновской в 1867 году был подготовлен, а комитетом одобрен проект «…об устройстве в доме Реймерса детского сада по примеру уже существующих в Санкт-Петербурге для детей от двух до семи лет, число коих к 1 января 1868 года простиралось до семнадцати.

Это учреждение, способствуя умственному и физическому развитию детей посредством разных игр, приспособленных к возрасту каждого, будет содействовать успеху обучения в школе грамотности и вместе с тем должно облегчить положение родителей в отношении надзора за детьми или предоставленных самим себе и потому приучающихся к праздности, или постоянным присутствием около родителей, отвлекающих сих последних от занятий.». Для осуществления этого проекта, по подсчетам Тарновской, требовалось 240 рублей на жалование учительницы в детском саду и 50 рублей на материалы и пособия на год. В смету общества в 1868 г. впервые были включены средства на содержание не только школы, но и детского сада.

В отчете за 1866 год ни слова не говорится о детском саде как уже созданном учреждении, ведь проект его создания был подготовлен и обсужден только в 1867 году. Напротив, у Общества в этот период были сложности с существованием даже самой школы, которая в 1866 году проработала всего только пять месяцев и в начале июня закрылась после «распоряжения правительства о прекращении на вакационное время учения во всех бесплатных школах». И хотя к началу учебного года Комитет обратился к МНП с просьбой о разрешении занятий в школе Общества, это разрешение они получили только в конце марта 1867 года, спустя десять месяцев после ее роспуска на летние каникулы.

Зато в 1868 году Общество, благодаря литературным сборам двух предшествующих лет, увеличив расходы на воспитание и обучение детей, открыло еще одну, уже вторую школу в доме Тура и, наконец, детский сад на двадцать детей при школе в доме Реймерса, выделив для него большую и просторную комнату.

Открыт он был не с начала учебного года, а только 1 ноября, потому что с трудом удалось «отыскать лицо, хорошо знакомое с приемами развития детей и преданное делу воспитания». Наконец, была найдена некая госпожа Зейдер, изъявившая «желание заняться означенным делом за вознаграждение 20 рублей в месяц и даровое помещение». Дети находились в детском саду с десяти до шестнадцати часов, «за исключением одного часа, назначенного на обед и прогулку» (в детском саду их поначалу не кормили).

Из замечаний ревизионной комиссии на отчет Комитета о деятельности Общества за 1868 г. видно, что дела во второй школе в доме Тура шли неважно из-за «весьма неудовлетворительных успехов детей в чтении и умственном развитии», зато «детский сад… приносит ощутимую пользу детям младшего возраста, доставляя им возможность оставаться большую часть дня под надзором и руководством учительницы, занимающей их разными развивающими умственными и телесными упражнениями».

Уже в отчете за следующий год отмечается, «…что детский сад в доме Реймерса поставлен на столь хорошую ногу, что даже частные лица изъявляли и изъявляют желание посылать туда своих детей»; заодно предлагается сократить некоторые виды расходов по школе, а освободившиеся деньги «употребить на бесплатное снабжение детей пищей в детском саду» . И далее, практически в каждом из отчетов и замечаниях ревизионной комиссии к ним, обязательно прилагается информация о таком из важнейших направлений деятельности Общества, как работа с детьми школьного и дошкольного возрастов.

И если Обществом принимались решения о закрытии (и закрывались) либо школы в доме Тура, либо школы кройки и шитья для девочек, то вопрос о закрытии детского сада никогда не поднимался. Напротив, число детей в нем в разные годы хотя и колебалось от 11 до 25, подчас росло из-за увеличения возраста детей, его посещавших (не только от трех до шести-семи лет, но и детей восьми-девяти лет).

Что касается даты открытия первого народного бесплатного детского сада для детей трудящихся «Обществом доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга» является отчет Общества за 1868 год, в котором раскрывается история его создания и называется день начала функционирования — 1 ноября 1868 года.

Тот детский сад, о котором писала А.С. Симонович, не мог быть открыт этой организацией, так как нет никаких упоминаний очевидцев о том, что Обществом, после оставления «немецкой партии» квартиры в доме Фредерикса на Знаменке, нанималось какое-либо другое помещение (тем более в Гусевом переулке) за исключением небольшой квартиры для жилья нескольким бедным семьям на 5-й Рождественской, угол Слоновой. Да и прожили они там недолго, так как вскоре все семьи из разных квартир были переведены в дом Реймерса (где и были, судя по отчетам Общества, открыты сначала школа, а затем и детский сад).

Вполне возможно, что детский сад был организован отделившейся «немецкой партией» во главе с дамами- баронессами Корф и Штакельберг, но тогда остается ряд вопросов. Почему они действовали под именем организации, чей устав уже был официально одобрен и утвержден? Какова судьба этого детского сада? Как долго он просуществовал? Не закрылся ли очень скоро? Может небезосновательно Симонович, заканчивая свою статью в апрельском номере журнала «Детский сад», писала с надеждой: «Вероятно, Общество постарается поддерживать свое полезное учреждение необходимыми материальными средствами и не охладеет к начатому доброму и весьма полезному делу».

Вполне возможно, что так и произошло, иначе в октябре 1866 г. та же А.С. Симонович не сетовала бы о том, что «у нас не только нечего думать о бесплатных народных детских садах, но и, как мы уже сказали, о детских садах с платою». Ведь, если бы этот детский сад существовал по-прежнему, она бы обязательно его упомянула.

Примерно об этом писала и Б.Р. Розенфельд: «Пока не удалось установить, какова судьба первого бесплатного народного детского сада (открытого в Петербурге, почему он был недолговечен, что привело к его закрытию». Правда, она называла «учредителями» этого детского сада Философову и Стасову, хотя у Общества дешевых квартир к 1866 г. в Литейной части квартир уже давно не было.

О деятельности же народного детского сада, от- крытого Обществом доставления дешевых квартир по инициативе В.П. Тарновской 1 ноября 1868 года, достаточно сведений можно почерпнуть из ежегодных отчетов этого Общества.

Конечно, во всех отчетах больше всего обсуждается материальная сторона деятельности: сколько стоит содержание одного ребенка в школе, каковы доходы и расходы Общества за тот или иной период, сколько детей посещали детский сад, школу, сколько платили за работу учительницам, воспитательницам и пр. Гораздо меньше в них информации о содержательной стороне дела.

Однако, именно из отчетов этого Общества мы узнаем, что в разные годы в детском саду работали г-жа Зейдер, Э.А. Полоскова, М.П. Вашкалова, Е.М. Евдокимова и др.; с начала 70-х годов в школе и детском саду детей начинают кормить «сытными обедами за 1—1,5 рубля в месяц, т. е. менее половины действительной стоимости», что было весьма существенной помощью для бедных родителей. В отчетах приводятся сведения и о социальном составе дошкольной группы. Так, из 27 детей от 4 до 8 лет к 1 января 1885 г. было: 7 детей крестьян, 6 детей мещан, 4 ребенка рабочих, солдат и 10 детей мелких служащих, курьера, дворового.

Отчеты не донесли до нас сведений о том, как строили свою работу с детьми дошкольного возраста Зейдер и другие воспитательницы, и лишь о работе М.П. Башкаловой (1888 г.) мы знаем некоторые подробности: «Занятия в детском саду проходят ежедневно с часу до трех часов дня и состоят в играх по системе Фребеля, в постройках различных бытовых и изящных форм по этой же системе и по указанию воспитательницы; в счете кубиков, раскладывании и переплетении лучинок, выкалывании, вышивании, рисовании по клеткам, сгибании бумаги в различные формы; в пересказывании рассказанных им или прочитанных воспитательницей сказок, рассказов и легких статеек, доступных пониманию детей раннего возраста; в хоровом заучивании наизусть главнейших и небольших стихотворений; в беседах из мира животного и растительного».

Из отчетов Общества видно, что оно не только предоставляло бедным дешевые квартиры, но и помогало им в получении бесплатной медицинской помощи, обеспечивало льготными лекарствами (со скидкой на 50%), выделяло единовременные и ежемесячные денежные пособия, подыскивало, по возможности, работу. Однако, своей самой существенной помощью члены Общества считали «заботу о доставлении их детям первоначального образования». Эта забота осуществлялась в разных формах: помимо школы и детского сада, в купленном у Реймерса доме, рядом с ними, в трех комнатах, было открыто отделение для бесприютных детей. Деньги на его существование были пожертвованы наследниками В.Н. Рукавишникова (бывшего члена Общества). На проценты с капитала в 25 тысяч рублей постоянно призревались девять бесприютных детей дошкольного, младшего дошкольного возраста.

На пятидесятом, юбилейном году существования Общества, у них было три дома на 470 человек взрослых и 124 ребенка, бесплатное городское начальное училище на 49 детей, детский сад на 50 детей, ремесленное отделение училища Общества — школа кройки и шитья для 11 девочек, отделение — приют в память В.Н. Рукавишникова для десяти осиротевших девочек от трех до шести лет, летняя дача для 80 детей в Дудергофе (остальных Общество содержало летом в деревнях и детских колониях) и всевозможные помещения для жизни, работы и лечения взрослых мужчин и женщин.

Еще раз хочется подчеркнуть главное в деятельности «триумвирата» и его последователей — практическое воплощение идеи оказания учебной и воспитательной помощи детям трудящихся женщин, необходимость которой в 60-е годы ХІХ века признавалась очень небольшим кругом лиц; их умение не отступать от задуманного на протяжении более чем полувекового существования Общества, начало которому было однажды положено М.В. Трубниковой, П.В. Стасовой, А.И. Философовой.

Анищенко О.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх