Первый в России журнал «Детский сад»

Его создатель А.С. Симонович (урождённая Бергман) родилась в октябре 1844 г. в Москве в семье лавочника. После окончания пятиклассной школы она самостоятельно подготовилась и сдала экзамен на звание домашней учительницы, что в то время считалось вершиной карьеры женщины. Пыталась получить высшее образование в Московском университете, но ей было отказано в посещении лекций.

Будущий педагог рано приобщилась к чтению произведений А.И. Герцена — прочитала статьи из «Колокола», «Былое и думы», «С того берега», статьи Л. Фейербаха. Герцен стал её идеалом, а его произведения помогли определить жизненную цель — трудиться на благо народа.

Аделаида Семёновна вышла замуж за врача-педагога Якова Мироновича Симоновича, вместе с которым в 1864 г. совершила поездку в Швейцарию. Там А.С. Симонович слушала лекции, которые читала племянница Ф. Фребеля, узнала о его идеях и практической деятельности, возникновении организации и работе первых детских садов. В Женеве она дважды встречалась с А.И. Герценом, который посоветовал им вернуться и попробовать свои силы на родине.

В 1866 г. супруги Симоновичи открыли в Петербурге первый народный детский сад (с минимальной оплатой) для детей 3—8 лет, который просуществовал несколько лет. Вначале он работал по системе Фребеля, т.е. все занятия и игры были строго систематизированы. (В 60—70-е годы многие зарубежные и первые российские детские сады работали по этой системе.) Затем, убедившись в несовершенстве системы, Симоновичи отказались от её механического использования, начали творчески перерабатывать идеи немецкого педагога, пытаясь приспособить их к русским условиям. Взяв за основу идею народности К.Д. Ушинского, они ввели подвижные игры с элементами труда и быта народа, песни с русскими мелодиями и многое другое. Аделаида Семёновна, работая в детском саду, стала называть себя садовницей.

Одновременно А.С. Симонович начала выпускать журнал «Детский сад» (1866—1868 гг.). Под руководством Е.Н. Короздиной он выходил до 1876 г., став в последние годы общепедагогическим изданием. Журнал ставил следующие задачи: разъяснять важность и необходимость общественного дошкольного воспитания, разрабатывать методику детских игр, знакомить родителей и воспитателей с содержанием и организацией специальных занятий с детьми. Супруги печатали статьи с острой критикой старых методов воспитания и собственные педагогические труды.

Издание журнала требовало больших средств, которых не хватало у простого врача и садовницы. Весь тираж из типографии они приносили домой, сами клеили бандероли, подписывали адреса и носили посылки на почту. За три года существования на его страницах освещались разнообразные вопросы: идея создания детских садов; принципы внутренней организации детского сада; поведение воспитательницы на занятиях; методика системы различных занятий; планирование; особенности работы с маленькими детьми и другие.

В журнале также давались рецензии на педагогическую и детскую литературу. Статьи были актуальны и жизненны, наполнены практическими советами, т.к. основывались на практике воспитания собственных детей, которых у Аделаиды Семёновны было шесть — пять дочерей, сын и приёмная племянница. В своих статьях она проанализировала идеи Ф. Фребеля и впервые, в отличие от многих педагогов, сумела увидеть не только отрицательные, но и положительные стороны его теории дошкольного воспитания. Позже, в 1874 г., наиболее интересные журнальные статьи Симонович вышли в виде книги «Детский сад. Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей», которая переиздавалась несколько раз.

В 1870 г. Симоновичи переехали в Грузию, где в Тифлисе открыли детский сад и элементарную начальную школу. Они стали интернациональными, т.к. их посещало 60 детей русской, армянской и грузинской национальности. Детский сад просуществовал шесть лет и также был своеобразной педагогической лабораторией.

В конце 80-х годов Симонович переехала в Тверскую губернию, где 11 лет проработала сельской учительницей Калачевской начальной школы. На свои средства она организовала школьную библиотеку, летний детский сад и летнюю площадку для детей крестьян. Ею была сделана попытка создания воспитательного комплекса для дошкольников. В своей работе она придерживалась метода наглядного обучения, для чего составила серию наглядных пособий по природоведению и родиноведению. География, ботаника, зоология, экономика изучались не только по учебникам, но и в процессе наблюдений за природой, животными, растениями, посещений ремесленных мастерских, кузниц, составления карт и т.д. В конце ХІХ — начале ХХ века Калачевская школа, объединявшая вокруг себя сельских учителей, получила известность, её опекала прогрессивная интеллигенция соседней усадьбы Домотканово: художники В.Д. Дервиз, В.А. Серов, И.Я. Билибин, Н.Я. и И.С. Ефимовы, В.А. Фаворский, педагоги Н.В. и М.А. Чеховы, композитор

В.С. Серова и другие общественные деятели. В письмах к старшей дочери Марии Яковлевне во Францию педагог признавалась в любви к своей работе, невозможности прожить без родной природы и радостных глаз учеников.

После Великой Октябрьской революции пожилая учительница за свои заслуги получила своеобразную «охранную грамоту» от исполкома тверского губернского Совета депутатов, которая гарантировала ей и её внукам проживание в помещении усадьбы Домотканово. Однако несколько последующих лет (1919—1924 гг.) педагог прожила в Липецке, в семье своего сына-врача, где давала уроки иностранных языков. Последние пять лет жизни она провела в Загорске, в семье художника В.А. Фаворского и своей внучки Марии.

Много внимания А.С. Симонович уделяла вопросу необходимости развития общественного дошкольного воспитания. Она писала, что развитие капитализма потребовало увеличения рабочих рук, объективно создало условия для привлечения женщин к трудовой деятельности, сократило роль женщины как хозяйки, а не матери и воспитательницы; женщина не освобождается от функции первоначального воспитания и даже когда повсеместно будут открыты детские сады, всё равно ребёнок половину времени будет проводить в семье. А это значит, что общественное воспитание не исключает, а лишь дополняет семейное.

В своей статье «Связь детского сада со школою» А.С. Симонович выдвинула идею создания элементарного (т.е. подготовительного в современном понимании) класса для детей шести-семи лет. «Детский же сад, — писала она, — есть только подготовительное заведение для школы».

В книгах «Детский сад», «Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей» и других работах А.С. Симонович разрабатывала вопросы организации, содержания и методики воспитательной работы в детском саду. Для детей младшей группы трёх-четырёхлетнего возраста в детском саду проходили в основном индивиду-альные игры и занятия. Занятия с детьми 5—6-ти лет имели природоведческую направленность, т.е. проводились физические опыты, экскурсии в парки, к реке, сопровождающиеся беседами, наблюдениями, собиранием камешков, растений с последующим чтением статей и рассказов на эти же темы. Проведение занятий она рекомендовала в виде предметных уроков, а обучение чтению и письму — не ранее семи лет.

Неотъемлемым занятием детского сада, считала педагог, должно быть родиноведение, которым необходимо заниматься утром, во время работ и подвижных игр. Оно включало в себя ряд бесед, прогулок и наблюдений детей шести-семи лет по знакомству с родиной и подготавливающих их к дальнейшему пониманию географии, космографии и астрономии.

Очень большое внимание уделяла А.С. Симонович роли воспитательницы в детском саду, которая играет с детьми, учит их работать, разбирает ссоры, беседует с ними. Она предъявляла серьёзные требования к личности воспитателя, которую часто называла садовницей.

В своей работе «Кто может быть воспитателем?» педагог давала совет воспитателям, каким образом нужно работать над собой, заниматься самовоспитанием и перевоспитанием. Эти качества также важны для перевоспитания избалованных детей детского сада. В отличие от многих педагогов ХІХ века, Симонович понимала важность планомерной и систематической работы воспитательницы, которая должна обязательно составлять воспитательно-образовательные планы работы. Однако ею допускались некоторые отступления от плана в связи с каким-то важным событием в детском саду.

Таким образом, деятельность Аделаиды Семёновны Симонович оказала очень важное влияние на становление и развитие отечественной дошкольной педагогики. Она организовала опытный детский сад, обосновала важность и необходимость развития общественного дошкольного воспитания в нашей стране, разработала цели и задачи, принципы и содержание детского сада, требования к воспитательнице, выпускала первый журнал, посвящённый вопросам воспитания маленьких детей.

Кравцова А.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх