Письмо и развитие детей

В 1968 году традиционное, отрывное письмо, которое совершенствовалось веками, было заменено на безотрывное. Вместо перьевых ручек стали пользоваться шариковыми. Вместе с новым букварем появились и новые прописи.

Исследованием влияния процесса освоения техникой письма как ритмично нажимного, так и безотрывные на функциональное развитие ребенка никто, кажется, серьезно не занимался. Однако через некоторое время появились заметки одного из авторов прописи о том, что с внедрением новой системы письма почерк учеников, как предполагалось, не только не улучшился, а, наоборот, усугубился. Это сообщение должно было стать тревожным сигналом для органов образования и здравоохранения, ведь почерк — это не столько эстетический аспект трудовой деятельности детей, но и отражение психолого-физиологических особенностей их развития. К сожалению, те заметки не заинтересовали никого, дети и сегодня пишут шариковыми ручками.

В связи с этим, было решено провести исследование, чтобы сделать сравнительную оценку влияния различных способов письма (перьевой ручкой — ритмично нажимного, импульсивного и шариковой — с постоянным нажатием ручки) на функциональное состояние ребенка.

Одна из подготовительных к школе групп детей в течение года училась письму при помощи перьевой ручки, другая — при помощи шариковой. За базу были взяты стандартные прописи. Изучались такие показатели, как: состояние зрительно-ручной координации зрения, уровень напряженности ребенка во время письма.

В результате сравнительного анализа было установлено, что в течение учебного года у детей, которые пользовались перьевой ручкой, отмечалась устойчивая тенденция к постепенному увеличению зрительной рабочей дистанции.

Выходит, что процесс освоения навыками письма перьевой ручкой совершенствует зрительно-ручную координацию и экономит энергетические затраты организма, что является профилактической мерой против утомляемости младших школьников. Это обстоятельство положительно влияет на развитие разнообразных функциональных систем организма. Например, у детей, которые писали перьевой ручкой, возросла острота зрения до 1,3, в то время как у остальных она осталась на том же уровне — 1,0—1,1.

Во время исследования воспитаннику, который не владел техникой письма, предложили провести сплошную штриховку линии. Она представляла ряд сильных и слабых ударений, которые чередовались. Опыт свидетельствует о том, что произвольные графические движения формируются на базе непроизвольного микродвиательного импульсивного ритма, а письмо перьевой ручкой — это постоянное чередование усилий и расслабления. Значит, оно наиболее соответствует природе человека, способствует результативному формированию произвольных, тонко координированных движений.

Наверное не случайно на определенном этапе развития культуры письма люди пользовались гусиным пером как инструментом, который наиболее чувствителен к слабым волевых усилий. Затем, попав под влияние научно-технического прогресса, перо было заменено на металлическое, оно также имело достаточную чувствительность к волевым усилиям организма. Дальнейшее техническое усовершенствование инструмента для письма продолжало вступать во все большие противоречия с природой человека.

И наконец, появилась шариковая ручка, которая требует постоянного мышечного и психического усилия, напряженности организма человека. При изучении вопросов продолжительности безотрывные письма с учетом механизма утомляемости ученые, еще в 1975 году пришли к выводу, что «… Продолжительность непрерывного письма в начале занятия должна составлять приблизительно 3 минуты, в середине — 2, а в конце занятия — 1 минуту». Однако ученики, как известно, пишут часами.

Каков же выход из такого положения? Ставить вопрос об отказе от шариковой ручки?

В своей монографии «Зрение у детей. Проблемы развития »В.Ф. Базарный предложил использовать ритмично нажимное письмо перьевой ручкой в дошкольных учреждениях в качестве введения в технику письма, то есть на этапе интеграции зрительного и ручного чувств, формирования зрительного и ручного автоматизма. Сформированный в таких условиях динамический стереотип зрительно-ручного ритма послужит базой для всей графической деятельности школьника, включая переход на письмо шариковой ручкой. Кстати, многолетняя апробация такого начального обучения к овладению техникой письма в дошкольных учреждениях городов Красноярска и Сергиева Посада убеждает в эффективности его для снятия напряженности при письме, улучшения функционального и психического развития детей.

В. Щербинина


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх