Организации трудовой деятельности детей: что нужно знать воспитателю

Подготовка организации трудовой деятельности детей включает следующее: планирование, выбор предмета труда, определение места трудовой деятельности, подготовку необходимых инструментов.

Начинается педагогический процесс с планирования. Как же планировать детский труд, если участие в нем детей целиком зависит от наличия у них желания? Заранее предусмотреть, когда, у кого появится желание трудиться, практически невозможно. Поэтому нужно отказаться от планирования, при котором мы обычно намечаем время, исполнителей и содержание трудовой деятельности, так как неизвестно, захотят ли дети участвовать в определенном трудовом процессе и будет ли в это время потребность в их труде.

Надо заметить, что в педагогической практике эта проблема решается просто. Обычно воспитатель не спрашивает, хотят или не хотят дети трудиться: Отсутствие потребности в труде для него не имеет значения. По его указанию дети метут чистый асфальт, стирают чистое белье, моют чистые столы и стулья. Взрослые этого бы не делали, а дети делают, так как не смеют перечить воспитателю, к тому же им нравится сам процесс труда, а результат значения не имеет. Поэтому они охотно соглашаются. Но воспитывает ли такой характер взаимоотношений взрослого с детьми правильное отношение к труду?

И все-таки отказываться от плана нельзя. Планирование обеспечивает реализацию программного содержания с учетом возросших возможностей детей, помогает установить взаимосвязь разных видов и форм труда, а: также осуществить преемственность предыдущего и последующего труда. Выход из этого очевидного противоречия можно найти, если использовать перспективное планирование. Наиболее удобен план, составленный на квартал, полгода, а лучше на весь год. В нем трудовые процессы по всем видам труда распределяются по месяцам. Воспитатель может рассчитывать, что за месяц у детей возникнет желание заниматься тем или иным трудовым процессом или будут сформированы необходимые предпосылки участия в трудовой деятельности.

Учитывая развитие ребят своей группы, воспитатель может наметить иную последовательность привлечения их к труду. Если большинство детей младшей группы проявили повышенную инициативу в накрывании столов к обеду, то дежурство по столовой вводится не во второй половине года, как намечено в нашем плане, а в первой. Работы, для которых дети «не созрели», можно перенести на более поздний период. Главное, чтобы намеченные трудовые процессы соответствовали уровню развития детей, их психофизическим возможностям и интересам. В процессе работы перспективный план может корректироваться, дополняться, изменяться в зависимости от реакции ребят. Таким образом, совершенно очевидно, что запланированные на тот или иной месяц трудовые процессы не являются обязательными для исполнения. Если в течение месяца дети не захотели участвовать в уборке умывальной комнаты или изготовлении атрибутов для театрально-художественной деятельности, то эта работа переносится на следующий месяц, до тех пор, пока она не станет для них значимой, а отсюда и желаемой. Однако воспитателю следует сделать все возможное, чтобы дети проявили интерес к участию в этих работах.

При составлении календарного плана воспитатель может намечать день организации обязательного труда (при условии наличия у ребят готовности участвовать в нем): дежурств, коллективного труда, постоянных обязанностей. Что касается свободного (необязательного) труда, то планировать его невозможно, так как неизвестно, кто, когда и каким трудом пожелает заниматься. В календарном плане воспитатель лишь намечает день, с которого он начнет проводить с детьми воспитательную работу по подготовке их к тому или иной трудовому процессу, намеченному в перспективном плане на очередной месяц, планирует создание условий, способствующих появлению у детей желания трудиться. А кому и когда брег предлагаться та или иная работа, не планируется.

При выборе предметов труда необходимо учитывать их безопасность для здоровья ребенка. Нельзя привлекать детей к уходу за ядовитыми растениями и агрессивными животными, использовать материал и растения, от которых легко отделяются ворсинки. Они могут вызвать у некоторых детей аллергический приступ, кашель. Растения с небольшими колючками (кактусы, розы, крыжовник и др.) не представляют опасности для здоровья ребят. Во-первых, дети проявляют особую осторожность, ухаживая за ними. Во-вторых, если кто и уколется нечаянно, то это нестрашно. Ребенок должен пройти школу болевых ощущений, чтобы не бояться уколов, вытаскивания заноз, удаления соринок из глаза, что нередко случается в жизни.

В соответствии с предметами труда и их состоянием подготавливаются необходимые инструменты труда. От них во многом зависит не толь-ко результативность труда, но и отношение ребят к трудовому процессу. Все детские инструменты должны быть, как у взрослых, настоящими: острые, прочные, удобные, чтобы ими можно было работать. Деревянным молотком не забьешь гвоздь, тупым ножом не нарежешь корм для животных, пластмассовыми ножницами не разрежешь ткань и даже бумагу. Перечень и размеры необходимых для детского труда инструментов есть в книге «Игрушки и пособия для детского сада». К ним следует добавить необходимые для выполнения предусмотренных программой работ, половая тряпка, швабра, пятилитровое ведро, утюг, пылесос, молоток; ручная пила (ножовка), тяпка для окучивания, вилы, секатор и др.

Следует отметить, что все орудия труда, даже такие, как совок, лейка, носилки, не говоря уже об иголке, ноже, молотке, представляют опасность для жизни детей, особенно когда ребенок впервые сталкивается с ними. Но это не значит, что следует запрещать пользоваться ими. Чем раньше мы научим детей этому, тем безопаснее они будут в будущем. Опыт семьи педагогов Б. П. и Л. А. Никитиных показывает, что детям можно давать любые инструменты, лишь бы они соответствовали их физическим возможностям.

Чтобы уберечь детей от несчастных случаев при введении нового инструмента, необходимо соблюдать два условия:

  1. Показать детям, как правильно пользоваться инструментом, что можно им делать, а что нельзя, чтобы не поранить себя и окружающих. Например, ножом можно только резать овощи, фрукты, хлеб, нельзя размахивать, использовать его вместо указки, шутить с ним.
  2. Рассказать, какую опасность представляет этот инструмент при возникновении непредвиденных ситуаций. Например, ведром с водой можно поранить ногу, если оторвется ручка, ручной вилкой при прополке уколоть палец на другой руке, если не соблюдать определенную очередность действий. То есть воспитатель должен не только следить за соблюдением техники безопасности, но и привлекать к этому самих детей, что значительно уменьшит степень риска.

Эффективность детского труда зависит также от места выполнения трудового задания. Воспитатель заранее продумывает, где дошкольники будут трудиться: на участке, в группе, уголке природы, экологической комнате или комнате для труда. Для хозяйственно-бытового труда и труда по самообслуживанию специального помещения не требуется. Для ручного труда может быть оборудована специальная комната, где расставляются столы, оснащенные необходимым инвентарем. У каждого ребенка там есть ящик или полка, куда он складывает свои изделия, материалы, личный инструмент.

Для ухаживания за растениями и животными, если позволяют условия, также может быть оборудована специальная комната, в которой дети пересаживают и черенкуют растения, рассаживают рассаду, моют клетки животных, занимаются посевами и другой грязной работой. Такие комнаты можно встретить в детских садах Болгарии. В них кафельные полы с отверстиями для стока воды, длинный, тоже кафельный,: стол, за которым дети работают стоя, мойки с горячей и холодной водой, стульев нет. На полках размещены ящики, горшки, дощечки, инструменты и другой материал, необходимый для выполнения различных работ. Есть шланг для смыва грязи со стола и пола, тепличка, в которой выращиваются черенки комнатных растений, рассада, содержатся растения, требующие особого ухода. В наших условиях выделить отдельное помещение для труда по уходу за растениями и животными не представляется возможным. Поэтому его совмещают с экологической комнатой, в которой, кроме экологической и познавательной деятельности, организуется труд по выращиванию растений и животных.

Во всей этой подготовительной работе должны принимать участие по мере возможности и сами дети.

Лысенко В. Д.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх