Поэзия пестования маленьких детей

Более тесному установлению эмоционального контакта между ребенком и взрослым в период его бодрствования в первые месяцы жизни малыша способствуют пестушки и потешки.

Этими малыми фольклорными формами сопровождаются активные действия взрослого по отношению к маленькому ребенку (кормление, купание, двигательные действия). Малыш вслушивается в поэтическую речь взрослого, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания, нежную и радостную интонацию.

Большинство малышей в детстве — кинестетики. Пестушки и потешки наилучшим образом способствуют насыщению потребности ребенка в физическом контакте, поскольку большинство этих стихотворных строчек сопровождаются движениями. Они дают возможность взрослому вступать не только в эмоциональный, но одновременно и в тактильный контакт з маленьким ребенком.

Так, прием младенцем воздушных ванн взрослый может сопровождать легкими поглаживаниями тела малыша. Массажные движения, которые совершает взрослый, желательно сопровождать небольшой приговоркой:

Потягунушки, порастунушки!

Поперек товстонушки,

А в ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Для укрепления мышц руки ребенка и развития его двигательных навыков взрослый может медленно разводить руки малыша, иммитируя плавательные движения и приговаривая:

Лунь плывет,

Лунь плывет.

Так называемое «тютюшканье» направлено на укрепление мышц спины малыша.

Ай, тюшки — тюшки — тюшки!

Выросли лопушки.

Выросли лопушки –

Зарастали все лужки.

У ребенка очень рано проявляется стремление к передвижению и мама, или другой очень близкий и родной малышу человек, ставит его на ножки, поддерживая за грудку или ручки и говорит:

Дыбочки, дыбок,

Скоро Сашеньке — годок !

Дыбочек, дыбок,

Нынче деточке годок!

Дыбок — дыбок!

Вот и годок!

Целый годок!

К пестушкам относятся и заговоры-шутки. Так, во время купания, малыша поливают водой и приговаривают:

С гуся вода,

С Глебушки худоба,

С гуся вода,

С Глебушки худоба.

Вылейся, водичка,

Да по рукавичку:

Под пень, под колоду,

К лягушкам, к болоту.

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода.

С дитяти худоба!

Вода книзу, а дитя кверху!

Если ребенок ударился, он ищет защиту, спасение от боли у своих родных и близких людей. Взрослый дует на больное место или поглаживает его, повторяя:

У сороки боли,

У вороны боли,

У Оленьки заживи.

Чтобы удовлетворить потребность ребенка в ласке, его ласкают, поглаживают и приговаривают:

Цаца-ляля,

Куплю балю

Потешки поддерживают у ребенка радостные эмоции. Желательно как можно чаще тешить, забавлять ими ребенка в часы его бодрствования.

С помощью художественного рассказывания потешки взрослый поддерживает внимание малыша, вызывает у него чувство содействия и сопереживания. Он не только передает ребенку смысловое содержание потешек, но и одновременно заражает малыша своим настроением, тональностью своего восприятия художественного текста.

Эмоциональность взрослого способствует поддержке эмоциональной активности ребенка, удовлетворению его эмоциональных потребностей. К приемам эмоциональной поддержки относят перепады силы и высоты голоса, смену тембрового звучания, мимику, жесты.

Чтобы развеселить ребенка, подбодрить его, взрослый бодает его пальцами руки, поставленными как рожки:

Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ, топ,

Рожками хлоп, хлоп!

Кто соску сосет,

Молоко не пьет –

Забодаю, забодаю!

Очень нравятся малышам потешки, которые сопровождаются игрой с ручками. Взрослый берет в свои руки ручки ребенка. Легонько стучит их ладошками одной об другую и рассказывает потешку. Со временем эти поэтические строчки начинают притягивать, приобщать малыша к хлопанью в ладошки. При первых же словах потешки дети сами выполняют ладошками соответствующие движения.

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки,

На окно поставили,

Остывать оставили.

Остынут, поедим

И воробушкам дадим.

Воробушки сели –

Все оладьи съели.

Кыш, кыш — полетели!

На голову сели!

Большое значение, именно для развития речи детей, имеют те потешки, которые сопровождаются разнообразными движениями пальчиков рук, например,

«Сорока-ворона». Во время рассказывания такой потешки осуществляется активное взаимодействие малыша со взрослым, их ситуативно-деловое общение.

Начиная рассказывать взрослый держит ладошкой вверх ручку ребенка, а пальчиком другой водит по ней, как бы помешивая кашу, которую варила сорока. Во время слов «этому дала» загибает и разгибает один пальчик за другим — как бы «кормит» каждый пальчик. Такое обращение к каждому из пальчиков вызывает у ребенка интерес, который постепенно нарастает. А взрослый, тем временем, во время слов «ты маленький» или «пальчик маленький» берет мизинчик и покачивает им. Все эти действия заканчиваются легкими прикосновениями в детскую ладошку, запястье, предплечье.

С большим удовольствием дети совместно со взрослым совершают двигательные движения пальцев рук под рассказывание потешки «Пальчик-мальчик». Взявшись за большой пальчик малыша, взрослый спрашивает: «Пальчик-мальчик, где ты был?». Далее он прикасается к каждому пальчику на ладошке малыша и продолжает рассказывание: «С этим братцем — в лес ходил. С этим братцем — щи варил. С этим братцем — кашу ел. С этим братцем — песни пел!» Дотронувшись до каждого пальчика, взрослый поднимает обе руки малыша вверх и поворачивает их из стороны в сторону над его головой и говорит:

— Пальчик-мальчик,

Где ты был?

— С этим братцем –

в лес ходил.

С этим братцем –

Щи варил.

С этим братцем –

Кашу ел.

С этим братцем –

Песни пел!

Забавляют ребенка и игрой с ножками. При этом пальцами легонько стучат по ступне или по пяточке, тем самым улучшая кровообращение на ступне малыша. Взрослый «кует ножку», приговаривая:

Кую, кую ножку,

Поеду в дорожку.

Надо коня подковать,

Чтобы дома ночевать.

Кую, кую ножку,

Поеду в дорожку.

За четыре мили,

Подковочки сбили.

Большое наслаждение доставляет маленьким детям их качание на ноге близкого взрослого человека. Двигательные действия взрослого сопровождаются ритмическим чтением в такт качанию небольших стихотворных строчек. Малыш реагирует на ритм поэтического текста, хотя еще и не в полной мере понимает его содержание.

Ай, качи-качи-качи!

Глянь — баранки, калачи,

Глянь — баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

С пылу, с жару, из печи –

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи,

Нам осталися бара-а-а-ночки!

Привлекает малышей и подбрасывание верхом на ноге, так называемое гушкание. При этом взрослый проговаривает более энергичные, быстрые потешки:

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке

Щелкает орешки.

Чики, чики, кички,

Березовые лычки!

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели –

Все люди глядели,

Где они садились,

Все люди дивились.

Потешки способствуют развитию двигательной активности малыша, которая очень тесно связана с их речевой активностью. Напевность, музыкальность стихотворных строк способствует тому, что малыш сам начинает договаривать отдельные звуки, слова потешки. Ему нравится игра слов, которую он замечает в произведении. Это приводит к тому, что подражая речи взрослых, дети начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями. Короткие, выразительные и понятные стихотворные строчки легко и быстро запоминаются маленькими детьми.

Определяющим в рассказывании потешек является создание речевого и игрового общения между взрослым и ребенком. В то же время, рассказывание стихотворного фольклорного произведения, напоминающее веселую игру, расширяет кругозор ребенка, обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. А самое главное, с помощью стихотворных фольклорных форм ребенок с самого рождения оказывается в мелодичном музыкально-поэтическом окружении.

Д. Н. Дубинина

Предыдущая статья: Следующая статья:

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх