Поисково-исследовательские игры, игровое моделирование в старшей группе

Примерное содержание познавательно-практической деятельности

  1. Игровое моделирование.

1.1. Модели погодных явлений; разнообразие форм и символов (знаков) состояния облачности; варианты схем изображения погодных явлений: «пасмурно», «солнечно»; фиксация состояния дождливой погоды: моросит, накрапывает, идет, льет (крупный, мелкий, моросящий, ливневый дождь, град); зимние осадки (снег, хлопья, снежная крупа, дождь со снегом), иней, мороз; изображение деревьев при разной силе ветра (ветрено, безветренно, шквальный ветер, ураган); фиксация восхода и заката солнца; схемы изображения луны, звездного неба, воды в природных явлениях {дождь, облака, снег, град, роса, туман, иней, радуга, рисунок на стекле), состояние воды (твердое (лед), жидкое, газообразное (пар), схемы «Кому нужна вода» (звери, птицы, насекомые, земноводные; деревья, кустарники, травы, цветы, ягоды, грибы; почва, водоем; одежда, посуда и т.д.); «Где живет вода» (река, ручей, озеро, пруд, болото, родник, лужа, бассейн); схемы «Вода-помощница», «Где может находиться вода», «К кому в «гости» приходит вода» (предметы обихода, строения, транспорт, одежда, обувь и т.д.).

1.2. Модели функций живого организма (двигается, питается, дышит, растет (развивается), размножается); внешнего вида зверей, птиц, насекомых (жуки, бабочки, кузнечики, стрекозы, муравьи), лягушек, рыб (строение мордочки, ротового аппарата, конечностей; особенности покрова тела, форма и величина хвоста); среды обитания (лес, парк, сквер, поле, водоем, огород, цветник, сад); пищевой цепочки; строения, функций деревьев, кустарников (форма их кроны); цветочных, злаковых растений; видов лесов; форма, части функции листьев (улавливает свет, испаряет влагу, дышит, выделяет кислород, поглощает углекислый газ); признаков времен года.

1.3. Модели сенсорных эталонов (нос. ухо, глаз, рот. рука), трудового процесса: поливка, рыхление, протирание, опрыскивание, мытье листьев; модели операций посадки семян овощей, цветочных растений; стадий (фаз) роста комнатных, огородных, садовых растений; состояние увядшего, упругого растения (предмет ухода, результат ухода); «Виды труда» — профессия (садовник, овощевод): выполнения трудовых действий на основе «чтения» знаковых обозначений; модели алгоритмов выполнения правил ухода за растениями на участке, в уголке природы.

1.4. Модели-макеты уголка живой природы, мини-экоцентра. экологической комнаты, зимнего сада, участка детского сада, групповых участков, экологической тропы, огорода, цветника, лука, леса поля, водоема, аквариума, города, улицы и т.п. Манипуляции-действия с «подвижными» схемами (приспособление (мимикрия) животных в среде обитания).

1.5. Динамические модели приспособления животных к среде обитания, сезону (белка, дятел, пчелы в дупле; ласточка, аист, жаворонок, грач в гнезде; барсук, хорек, суслик, лиса в норе; бобер в подводной «хатке», рак под корягой, лягушка в иле и т.д.).

1.6. Комбинированные наборы настольно-печатных игр с усложненными вариантами способов составления целого из частей;

— среда обитания (схемы сред обитания: водная, наземно-воздушная, наземная, подземная), экосистем (луг, поле, лес, парк, огород, сад, цветник, водоем);

— части — целое (овощей, фруктов; их места произрастания)

— «паутинка» (соединение составных частей живого организма в «паутинку», объединение «соседей», «родственников», экосистемы, сред обитания)

— картинки с секретом (завуалированные объекты сред обитания)

— картинки с «ошибками», «ловушками» наземной, подземной, водной сред обитания

— картинки с графическим изображением объектов природы для построения цепей питания в разных экосистемах (лес, парк, луг, поле, цветник, сад, огород, водоем)

1.6.1. Лото с элементами моделирования (усложненный вариант):

— «Зоологическое лото»

— «Съедобное — несъедобное — ядовитое»

— «Вершки — стебли — корешки»

— «Кто во что одет»

— «Кто так же одет»

— «У кого такая же «шубка»

— «Кто меняет свою «шубу»

— «Кто где живет»

— «Кто где «отдыхает»

— «Кто чем питается»

— «У кого такая же пища»

— «Определи последовательность»

— «Найди, что бывает таким»

— «Разложи по порядку»

1.6.2. Наглядные схемы-модели для составления и чтения экологических сказок.

1.7. Наглядные схемы-модели «Путаницы» («Поможем Незнайке», «Выручим из беды», «Отыщем дорогу…», «Подскажем путь», «Найдем ошибку художника» и т.п.).

  1. Познавательные игры

2.1. На формирование элементарных понятий:

— растения (травы — кустарники — деревья)

— животные (звери — птицы — рыбы — насекомые)

— живые-неживые.

2.2. На формирование обобщенных представлений:

— среда обитания (наземная, подземная, водная, воздушно-наземная)

-сообщество (водоема, леса, лука, парка, огорода, сада, цветника)

— сезон (сезонные изменения в неживой природе, приспособление к ним живого).

2.3. На установление связей и взаимозависимостей природных объектов по различным признакам (потребности живого объекта и его рост, его среда обитания, его приспособление к сезонным изменениям).

2.4. На исследование, изобретательство, формирование гипотетических знаний (игры, предположения), фантазирование, новый взгляд на объект, явление:

— «Кто здесь может жить?»

— «У кого похожим может быть «дом»»

— «Как «перестроить» дом для другого животного»

— «Что нужно изменить, чтобы жилище стало удобным?»

— «Из каких материалов построено жилище»

— «Как определить, прочный ли «дом» для животного»

— «Что произойдет, если исчезнет…?» (солнце, вода, ветер…}

— «Что произойдет, если дождь будет идти не переставая…?» и т.д.

— «Чем это может быть?» (камень, шишка, желудь, ракушка и

— «На что это похоже?» (на объектах природного происхождения)

— «Раньше — позже» (листья или семена, корень или стебель)

— «Что будет с этим объектом (предметом, явлением) дальше?»

— «Что будет, если уберем часть?»

— «Каким был объект {предмет, явление) раньше?»

— «Что изменилось и почему?»

— «Как помочь выручить попавшего в беду?» (на примере животных, растений)

— «Выбери признак, который есть у других объектов»

— «Каким станет растение (животное), когда вырастет?»

— «А что если…?» (способы передвижения, покров, питание, жилище животных «перепутались»)

— «Что без чего не может быть?»

2.4.1. Головоломки:

-смекалки, шутки («Ошибки художника (скульптора, архитектора)», «Где спрятались звери», «Как найти отгадку»)

Лабиринты, карты, схемы, планы (маршрутные игры с условными знаками и символами)

— На поиск закономерностей («Найди сходство/отличие», «Добавь недостающее», «Продолжи ряд», «Исправь ошибку», «Узнай по контуру», «Узнай по части/детали», «Четвертый лишний», «Чего недостает» и др.)

— Завуалированные картинки (кто где спрятался, живет и т.д.)

— Таинственные письма-схемы, зашифрованные записи.

  1. Поисково-исследовательские игры, игры-экспериментирования, игры-опыты.

3.1. С водой, льдом, снегом.

— «Откуда берется вода», «Какая бывает вода», «Как вода движется», «Почему вода «растет» (погружение предметов в воду), «Как уменьшается количество воды», «Волшебные пузыри», «Разноцветные фонтаны», «Куда исчезает вода», «Что помогает испаряться воде», «Как вода работает на мельницу», «Во что может превращаться вода», «Что помогает воде превратиться в лед и снег», «Как можно сделать воду цветной», «Как «рождается» пена на воде», «Как доказать, что вода прозрачная и бесцветная», «Чем отличается чистая вода от грязной», «Как можно очистить воду», «Какой фильтр лучше очищает воду», «Как вода выталкивает из емкости предметы», «Чем похожи и чем отличаются» (вода, снег, лед)

— «Что произойдет, если «подружить» (соединить) снег, воду, лед», «Как изменятся вода, лед, снег, если их соединить», «Как снег и лед теряют свой цвет», «Могут ли «подружиться» снег и лед». «Может ли лед стать непрозрачным», «Как «растет» сосулька», «Почему «плачет» сосулька», «Как доказать, что… (сосулька может превратиться в воду, вода может стать льдом, паром)». «Как определить поверхность льда». «Почему по одному льду можно легко скользить, а по другому — трудно (невозможно)», «Где лед тает бы-стрее», «Какой лед растает раньше», «Какая вода замерзает быстро (медленно)», «Где быстро, а где медленно вода превращается в лед», «Кому хорошо и кому плохо, что появился лед», «Как образуются узоры на стекле»

-«Как появляется снег», «Когда бывает снег белый, а когда цветной», «Где снег не тает», «Нужен ли зимой растениям снег», «Как и во что превращается снег», «Почему снег тает быстро (медленно)», «Где снег растает быстрее, а где медленнее», «Какой снег может быстро растаять, а какой — медленно», «Как ускорить (замедлить) таяние снега», «Почему в разных местах снег неодинаковый», «Как определить, где снега наметет целые сугробы, а где его почти не будет», «Почему в одних местах снега много, а в других — мало», «Может ли снег превратиться в лед и воду», «Как снег превращается в лед», «Кто оставил следы на снегу», «Рисуем на снегу» (фильтры из бумаги, марли, сетки; речной песок, краски, крахмал, соль, сахар, вода цветная, соленая, сладкая; молоко, сок. компот, чай; природный и бросовый материал; формочки для замораживания воды; мыло, соломинки, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, пипетки, мензурки, трубочки, шприцы, флаконы из-под шампуня для брызгалок, резиновая трубка, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы, коры, коробочек; пластмассовые бутылки с пробками и другие емкости: лупа, микроскоп, цветные стекла).

3.2. С почвой, песком, глиной, камнями:

— «Где живет почва», «Для чего нужна почва», «Почвы бывают разные», «Чем одна почва отличается от другой», «Изучаем состав почвы», «Для чего нужен такой состав почвы». «Можно ли (и как) изменить состав почвы», «Какая любимая почва у растений» (на примере комнатных, цветниковых, огородных, полевых, садовых растений), «Изучаем, в какой почве растения быстрее растут» (состав и состояние почвы), «Как узнать, что почва «дышит», «Как дружит почва с водой». «Вода для почвы — это хорошо или плохо». «Нужно ли солнце почве». «Как влияет солнце на почву», «Может ли ветер быть другом для почвы», «Когда почва «сердится» на ветер». «Могут ли стать песок и камешки друзьями для почвы», «Как можно подружить почву и камешки». «Зачем почве нужны лесок и глина»

— «Какой бывает песок», «Где «прячется» песок», «Из чего состоит песок», «Изучаем, какие бывают песчинки». «Где живет песок». «Может ли и как передвигаться песок», «Кто помогает двигаться песку», «Почему песок движется то быстро, то медленно», «Как изменяется песок», «Чудеса» песка»; «Что помогает песку изменяться», «О чем рассказывает нам песок». «Как «заболел» овраг и кто ему помог», «Кто «вылечил» дорогу», «Как меняется настроение песка», «Как подружились песок и солнце», «Кто прячется в песке», «Кто дружит с песком и почему», «Как подружился человек с песком», «Может ли песок сердиться на ‘ветер (дождь)», «Как лечит песок», «Песня сухого и мокрого песка»,«Следы на песке», «Кто шагал (ходил) по песку», «Что помогает жуку легко и быстро «входить» и «выходить» из песчаного холмика», «Во что может превратиться песок», «Рисуем на песке», «Песчаные дожди»

— «Как появляется глина», «Где живет глина», «С кем дружит глина», «Как дружит глина с солнцем и дождем», «Сердится» ли (и как) глина», «Глина в гостях у растений и животных», «Встреча ветра с глиной», «Подслушаем «разговор» глины, ветра, солнца, дождя», «Как помогает глина человеку», «Глина — доктор Айболит», «Чьи следы на глине» (человека, природных явлений, животных, растений), «Почему дружит глина с водой», «Глина «жалуется» на воду, ветер и солнце», «Глина-волшебница» {изделия и постройки из глины), «Что умеет глина», «Как подружился человек с глиной».

— «Путешествие в мир камней», «Зачем камни «живут» на земле». «Где любят «жить» камни», «Почему камни разные», «Поиск «родственников» камней», «Дружная семейка» (естественная природная среда), «Что могут камни», «Дружат ли камни с водой», «Как «умываются» камни», «Растут ли камни». «Чем похожи и чем отличаются камни», «Могут ли камни быть жильем для растений, животных, человека», «Кто и как отдыхает возле (на, под) камня», «Во что и как может превратиться камень», «Как определить вес камня», «Как камни помогают человеку», «Бывают ли камни теплыми и горячими», «Какое «настроение» у холодных и ледяных камней», «Сердятся ли камни на снег (дождь, ветер, солнце, воздух)», «Поиск камней по описанию», «Продолжи ряд» (группировка), «На что похож», «Каменные горы», «Горы бывают разные», «Мы — геологи», «Наше путешествие по карте», «Где живут камни на нашем участке», «Построим каменный (песчаный, глиняный) город».

3.3. С воздухом и звуком:

— «Воздух-невидимка», «Поиски воздуха», «Где живет воздух». «Какой бывает воздух», «Что умеет воздух», «Как дружат растения с воздухом», «Для чего нужен воздух человеку и животным», «Как можно увидеть воздух», «Как услышать воздух», «Воздух «радуется», «сердится», «Воздух-музыкант», «Ветер, ветер, ты могуч…». «Как мы чувствуем запах», «Как дружат воздух и ветер с человеком (растениями, животными)», «Что летает в воздухе», «Как «болеет» воздух», «Жалобы воздуха», «Воздух и ветер — неразлучные дру-зья», «Путешествие с ветром», «Как дружат солнце и воздух», «Укрываемся от ветра», «Волны и ветер», «Поиски звуков в природе», «Какие бывают звуки», «Откуда слышится звук». «Где живет звук», «Что умеет звук», «Радость и грусть звука», «Чарующие звуки», «Как появляется звук», «С кем дружат звуки».

3.4. Со светом, солнцем и теплотой:

— «Как появляется день», «Как наступает ночь», «Какие важные дела у света», «Что светит ярче», «Как дружат растения (человек, животные) со светом», «Как помогает свет человеку (растениям, животным)», «Для чего и кого нужно солнце», «Солнце — это хорошо или плохо», «Как солнце «путешествует» по нашему участку», «Как солнце «ходит» по небу», «Солнце бывает разным», «Что умеет солнце», «Как дружат солнце и тень», «Шагающая тень», «Как можно укрыться от солнца», «Как в темной комнате стало светло», «Куда исчезает солнце», «Как нагреть предметы», «Где быстрее станет тепло (холодно)», «Где находится тепло зимой», «Где можно встретить тепло летом (весной, осенью)», «Как появляется тепло», «Куда «уходит» тепло», «Как сберечь тепло».


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх