Поликультурное воспитание дошкольников при помощи народной игрушки

В современном обществе в последнее время все больше внимание уделяется толерантному отношению к национальным чувствам, традициям, обычаям разных народов.

В становлении и формировании этого фактора большую роль играет поликультурное воспитание. О процессе поликультурного воспитания и его наполнении конкретным содержанием имеется много плодотворных идей в работах Г. Н. Волкова, З. А. Мальковой, Н. В. Силистрару, Л. Л. Супруновой.

Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста представляет собой гуманистическую социализацию личности, способной сочетать в себе национальное достоинство с общением и сотрудничеством с представителями других этнических групп. Одним из основных положений поликультурного воспитания является содействие национальной личностной самоидентификации детей средствами этнопедагогики и формирование их культуры на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

Среди средств поликультурного воспитания необходимо особо выделить народное декоративно-прикладное искусство, и в частности — народную игрушку. Народная игрушка способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свой взгляд на мир, свое мироощущение. Этнопедагогический феномен народных игрушек сочетает в себе, как отмечает Н.К.Гаранина, выражение сущности геоисторического пространства этноса со спецификой народной игрушки как игрового предмета, способствующего вхождению ребенка в национальную культуру

В тоже время детская игрушка, по утверждению М.С.Кагана, выступает как «великое изобретение культуры».

Применительно к образовательному пространству народная игрушка рассматривается исследователями как носитель социальной информации, источник приобщения ребенка к духовным и эстетическим ценностям культуры различных народов (М.С. Каган, Л.Н. Столович), как культовый и обрядовый предмет, народная скульптура (В. А. Городцов, М. Г. Левин, С. И. Руденко, С. И. Стебницкий и др.).

Проблема использования народной игрушки в воспитании детей нашла свое отражение в трудах психологов и педагогов П. Ф. Каптерева, Е. М. Водовозовой, В. А. Сухомлинского, Е. А. Флериной, А. П. Усовой.

Познавательный, эмоциональный, эстетический аспекты восприятия детьми дошкольного возраста народных игрушек и взаимосвязи когнитивно-воспитательного и творческого начал деятельности воспитанников учреждения дошкольного образования в процессе ознакомления с народными игрушками рассматриваются в работах В. В. Абраменковой, В. А. Силивон, Н. С. Старжинской, Т. И. Пониманской. По мнению Н.С. Старжинской, игрушка как часть детской игровой реальности является незаменимым средством инкультурации — процесса освоения человеком основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении.

Посредством общения с народной игрушкой происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Познавая красоту народной игрушки, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. У детей пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус.

Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста с помощью народных игрушек России, Беларуси и Украины осуществлялось нами путём создания культурной развивающей среды, ознакомления детей с историей создания народной игрушки, показа приёмов лепки народных игрушек и их росписи.

Народные игрушки используются на народных праздниках, в процессе художественно-речевой деятельности детей, на занятиях по изобразительному искусству.

Знакомя детей с народными игрушками Беларуси, Украины, различных регионов России, мы старались одновременно приобщить их к родной (белорусской) культуре, а также к эстетическим ценностям культуры различных народов.

Наши действия были направлены на то, чтобы помочь воспитанникам войти в мир прекрасного, увидеть и почувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробудить потребность любить и радоваться жизни. В уголки художественного творчества наряду с изделиями народных мастеров был помещен иллюстрированный наглядный практический материал об игрушках белорусского, русского, украинского народов: папки с силуэтным моделированием, иллюстрации и таблицы с последовательностью лепки народной игрушки, элементами народных росписей; материал для самостоятельного творчества детей (пластик, глина, краски, силуэты изделий из бумаги).

Занятия с воспитанниками предполагали такие формы работы, как: путешествия по старинным русским (белорусским, украинским) селам и городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами; рассматривание народных игрушек; выставки в мини-галерее русской (белорусской, украинской) народной игрушки; дидактические игры с народными игрушками; лепка народной игрушки; создание книг по народной игрушке.

Работа выполнялась в рамках разработки проекта «Белорусская игрушка», «Украинская игрушка», «Русская игрушка». Детей знакомили с образами, характерными народных игрушек братских народов. Рассматривание игрушек сопровождалось художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. Краткие образные характеристики помогали детям дошкольного возраста запомнить тот или иной персонаж, формировали доброжелательное отношение к нему. Много внимания уделялось самостоятельному созданию народных игрушек дошкольниками. В своей самостоятельной деятельности дети творчески использовали богатое наследие предков, тем самым продолжая и развивая традиции национальной художественной культуры.

Параллельно велась работа с педагогами. Мы знакомили педагогический коллектив с историей развития народных промыслов, а так же закрепляли умения и навыки педагогов в лепке и декоративном рисовании. Для педагогов были организованы семинары-практикумы, где они получали практические и теоретические знания о народных игрушках по темам: «Белорусская (украинская) глиняная игрушка», «Богородицкая игрушка, «Каргопольская игрушка», «Дымковская игрушка». В ходе семинаров воспитатели сами с удовольствием лепили игрушки, расписывали их, создавали свои изделия. Оптимизации работы с педагогами способствовали консультации: «Устное народное творчество и народная игрушка», «Место народной игрушки в педагогическом процессе детского сада и ее воспитательное значение», «Народная игрушка как средство развития творческих способностей детей».

Большое внимание уделялось работе с родителями. На тематическом собрании «Народная игрушка как средство развития творческих способностей детей» мы познакомили родителей с историей создания народных игрушек, показали различные приемы их лепки. Совместная работа педагогов, родителей и детей нашла свое отражение в проведении выставки совместного творчества: «Мастера-умельцы».

Самостоятельное изготовление воспитанниками народных игрушек, игры с ними, рассказывание фольклорных произведений явилось источником формирования у ребенка того «душевно-духовного уклада», который потребуется ему в его дальнейшей жизнедеятельности, приобщением его к культурам разных народов. При этом художественное творчество детей старшего дошкольного возраста рассматривалась нами как оптимальная форма культуроосвоения, предполагающая постижение сущности, специфики и традиций народной культуры.

 

Список литературы

1.Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации / В.В.Абраменкова — М., 2001. — 140с.

2.Гаранина Н.К. Декоративно-прикладное искусство как синтез эмоционально-эстетического и понятийного освоения культуры детьми дошкольного возраста //Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http: // www.art-education.ru / AEmagazine. № 2. — 2010. (В соавторстве с И.А.Лыковой.) 0,6 п.л./0,3 п.л.

3.Каган М.С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций / М.С.Каган. — СПб., 1997. — 542 с.

4.Кудрявцев В. Т. Креативная доминанта культуры // Проблемы интеграции естественно-научного и гуманитарного знания в теории деятельности и двигательных действий / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева — Новгород: НГПУ, 1997.

3.Поніманська Т.І. Дошкільна педагогіка: навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів / Т.І.Поніманьска – К.: Академвидав», 2006. – 456 с.

 

Д.Н. Дубинина


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх