Помощь педагога-психолога родителям детей с нарушением слуха

Своевременная психолого-педагогическая помощь детям со слуховой депривацией обеспечивает полное психофизическое развитие личности ребенка и достижение компенсации данного нарушения.

Приоритетными задачами психологической службы являются:

  • создание социально-психологических условий для развития личности в условиях учреждения;
  • обеспечение личностного и интеллектуального развития детей со слуховой депривацией в сотрудничестве с семьей;
  • развитие коммуникативных навыков;

Для решения этих задач на основе психолого-педагогического обследования и целенаправленного наблюдения для каждого ребенка разрабатывается коррекционно-развивающая программа.

Работа педагога-психолога строится в следующих направлениях:

  • коррекционно-развивающая программа с детьми по развитию высших психических функций;
  • работа с детьми, имеющими отклонения в поведении;
  • коррекция агрессивности;
  • профилактическая работа по развитию эмоций;

Основное внимание уделяется развитию речевого слуха в условиях слуховой среды в процессе всех видов деятельности.

На протяжении всего коррекционно-развивающего процесса осуществляется личностно-ориентированный подход к ребенку с нарушением слуха посредством совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи. С целью установления взаимопонимания, повышения уровня психолого-педагогической грамотности родителей специалисты дошкольного учреждения проводят родительские собрания, анкетирование семьи, консультации, семинары-тренинги. Родители в свою очередь имеют возможность посещать занятия.

Сотрудничество с родителями строится на доверительных отношениях, на основе понимания проблем ребенка, желании и готовности их преодолеть.

Подбираемый методический материал игр и упражнений направлен на развитие:

  • слухового и зрительного восприятия;
  • внимания;
  • памяти;
  • мыслительных операций: обобщения, анализа, синтеза, противопо-ставления;
  • воображения.

При проведении тренинговых занятий пристальное внимание уделяется способу предъявления заданий и пониманию детьми с нарушением слуха. Поскольку дети имеют недостаточный словарный запас, необходимо скрупулезно продумывать и подбирать способ для каждой возрастной категории с учетом их состояния слуха и психофизического развития.

Сенсомоторный тренинг

Цель: развивать восприятие (слуховое, зрительное), внимание, воображение, слуховую, зрительную, осязательную чувствительность, мелкую моторику рук; учить согласовывать свои движения с текстом.

Музыкально-дидактическая игра «Громко-тихо».

Детям раздают таблички с надписями «громко» и «тихо». Педагог озвучивает шумовые игрушки с разной силой звука. Дети определяют силу звука и поднимают соответствующую табличку.

Игровое упражнение «Трудные виражи».

Ребенок карандашом, не отрывая руки от листа бумаги, «едет» по изгибам предложенной ему «дороги».

Игровое упражнение «Попрыгунчик».

Детям раздают по две пуговицы и предлагают одной пуговицей надавить на край другой так, чтобы лежащая на столе пуговица подпрыгнула.

Упражнение на расслабление «Любопытная Варвара».

Любопытная Варвара

Смотрит налево,

Смотрит направо…

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

И.п. – сидя, смотреть вперед, руки на коленях. В соответствии с текстом повернуть голову влево так, чтобы увидеть как можно больше, мышцы шеи напряжены, вернуться в и.п. — шея не напряжена, расслабиться; вдох – выдох.

Интеллектуальный тренинг

Цель: развивать слуховое и зрительное восприятие, память, устойчивость внимания, мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, воображение; логику мышления, умение сравнивать и классифицировать; работать над развитием физиологического дыхания и мелкой моторики рук.

Игровое упражнение «Не ошибись».

Педагог называет слова (слухо-зрительное восприятие, таблички).

Дети произносят обобщающее слово (устно, устно-дактильно).

Слова для использования: заяц, стул, кошка, самолет, лук, шапка, поезд, тарелка и т.п.

Например: заяц – животное, стул – мебель и т.д.

Игровое упражнение «Что лишнее?».

Детям предлагается набор картинок (до 10 изображений). Нужно выделить и назвать лишние:

а) трактор, автобус, велосипед, такси, самосвал;

б) свекла, морковь, петух, кактус, арбуз, яблоко;

в) книга, кнопка, мяч, карандаш, чернила, тетрадь.

Игровое упражнение «Что изменилось?»

Берут 8—10 игрушек. Дети закрывают глаза, педагог прячет 1—2 игрушки. Дети открывают глаза и называют исчезнувшие предметы (устно, устно-дактильно).

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Детям предлагаются картинки с изображением разных частей суток (слухо-зрительное восприятие). Дети определяют и называют изображенные части суток (устно, устно-дактильно).

Упражнение «Дополни рисунок».

Детям предлагают графически незавершенное изображение, которое они сами заканчивают.

Решение задач с использованием картинки-подсказки.

Из-за куста торчит четыре ушка. Сколько спряталось зайчат?

Из-под забора видны четыре куриные ноги и четыре кошачьи лапы. Сколько кур и кошек за забором?

Петя выше Гали, а Галя выше Оли. Кто из детей самый высокий (самый низкий)?

Упражнение на развитие физиологического дыхания «Пустышки».

Педагог раздает детям чистые пустышки на каждого ребенка. Дети берут их в рот и по очереди выдувают пустышки как можно дальше. Выигрывает тот, чья пустышка улетит на самое большое расстояние.

Е. Королькова


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх