Примерное содержание познавательно-практической деятельности в средней группе детского сада

Игры-экспериментирования, игровое моделирование, поисково-исследовательские игры

  1. Игры с моделями экологического содержания.

1.1. Модели строения, признаков живого организма (дышит, питается, растет): звери, птицы, насекомые, рыбы, деревья (лиственные и хвойные), кустарники, травянистые растения

1.2. Модели трудового процесса: поливка, протирание листьев, рыхление; процесса посадки лука, бобовых, семян, рассады.

1.3. Модели стадий роста и развития растений (росток, стебель, бутон, плод), лягушки, бабочки.

1.4. Модели признаков времен года погодных явлений (ветер, метель, вьюга), разное состояние дождя; мелкий, крупный ливень, снега: снежинки, крупа, хлопья.

1.5. Модели-макеты огорода, цветника, луга, леса, озера, аквариума.

1.6. Динамические модели приспособления животных к сезону

(белка, дятел в дупле, медведь в берлоге, жук в коре и т д.)

1.7. Наборы разрезных картинок для игры:

— на формирование элементарных экологических понятий (травы, кустарники, деревья, звери, птицы, рыбы);

— на классификацию растений (растения лука, леса, сада, огорода), животных (домашние, дикие, звери — птицы — рыбы — насекомые);

— на формирование представлений о различных средах обитания (наземная, водная): «Кто где живет», «Путаница», «Паутинка» «Кто в лесу живет, что в лесу растет». «У кого какой домик», «Узнай, чье это жилище»;

— на формирование представлений о сезонных изменениях в неживой и живой природе:

— на формирование представлений о росте и развитии живых существ.

  1. Лото с элементами моделирования.

— «Зоологическое лото»

— «Съедобное-несъедобное»

— «Вершки-корешки»

— «Кто во что одет»

— «Кто быстрее соберет»

— «Собери по описанию» (на материале овощей, фруктов, комнатных растений)

  1. Поисково-исследовательские игры, игры-экспериментирования, игры-опыты.

3.1. Для игр с водой, снегом, льдом:

— «Наша гостья — вода», «Играем с водой». «Плавает — тонет». «Веселые кораблики», «Какая вода», «Что умеет делать вода». «Где живет вода», «К кому вода ходит в гости», «Где прячется вода». «Волшебница вода», «Как появилась капелька», «Цветные капельки», «Как появляются пузырьки в воде», «Кто прячется в воде», «Кто живет в воде». «Большие и малые волны» (тазики, ванночки, баночки, бутылочки и другие пластмассовые емкости, мелкие предметы, игрушки, природный и бросовый материал, разведенные гуашевые краски, пипетки, лоскуты тонкой и плотной ткани, бумага разной фактуры, картон, вода с разной фактурой, картон, вода с разной температурой (холодная, теплая, горячая, прохладная; соломка)

— «Как появился снег», «Снег-фокусник», «Снег появляется превращается, исчезает». «Где может жить снег». «Лепится — не лепится», «Что построим из снега». «Рисунки на снегу», «Кто оставил следы», «Как снег превращается в воду» (емкости со снегом, расположенные в разных местах помещения, снег в разных состояниях (рыхлый, липкий, сыпучий) на участке, баночки с окрашенным снегом, жидкая краска, кисточки, лопаточки (совки), стеки, мелкие предметы, игрушки, вода)

— «Льдинки», «Ледяные узоры», «Наблюдаем, как появляются льдинки», «Кто построил ледяной домик лужице», «Кто построил ледяные дорожки», «Ледяные окошки». «Хоровод льдинок», «Чья льдинка быстрее растает», «Кто растопил лед», «Рисуем на ледяной дорожке» (вода, снег, разные емкости, формочки, жидкая краска, кисточки, камешки).

3.2. Для игр с мыльной водой, пеной и поролоном:

— «Маленькие и большие мыльные пузыри», «У кого больше мыльных пузырей», «Куда исчезают мыльные пузыри», «У кого пена выше и пышней», «Мыльные пирамидки в наших руках», «Фигурки поролоновые сбрасывают мыльную одежку», «Поролон-акробат». «Подушка из пены», «Рисуем пеной», «Кто больше перенесет пены», «Губки (поролон) в пенистой одежке» (соломинки, трубочки, деревянные катушки из-под ниток, емкости с мыльной водой, тазики и ванночки без воды, предметы из разных материалов, поролоновые фигурки).

3.3. Для игр с песком, глиной:

— «Как и куда движется лесок», «Чей холмик, «пирамидка» выше и больше», «Кто может поселиться в песчаном домике», «Песок-волшебник», «Песок-путешественник», «Что умеет наш песок», «Почему песок хорошо сыплется», «Легкий и тяжелый», «Какой песок легче», «Как меняет песок свой цвет», «Кто быстрее найдет предмет в песке», «Что умеет сухой (влажный) песок», «Кто оставил следы на песке», «Мы рисуем на сухом и влажном песке», «Как дружит вода с песком», «Кто высушил песок» (формочки, совки, лопатки, ведерки и другие емкости, песок сухой и разной степени влажности, природный и бросовый материал, мелкие игрушки).

— «У кого какая глина», «Лепится — не лепится», «Наши умелые руки». «Превращаем глину в своих друзей зверюшек и птиц». «Как сохнет глина», «Вылепим посуду для своих кукол». «Что и как можно нарисовать на глине», «Узоры на глине». «Кто ходил по глине». «Лепим жилище для наших зверюшек, птиц», «Дружат ветер, глина и песок» (глина сухая, влажная, дорожки из глины, стеки, емкости, жидкая краска, мелкие игрушки, бросовый и природный материал).

3 4. Для игр с камешками, гравием:

— «Разные, разные и большие, и малые камешки», «Что легче, что тяжелей», «Чем похожи, чем отличаются», «Веселые камешки», «Что шершавое, что колючее, что гладкое», «Знакомимся с гравием», «Дорожки каменистые, дорожки из гравия», «Что умеют разные камешки», «Как дружат камешки, вода, глина и гравий» (набор камешков по цвету, форме, величине; гравий, емкости с камешками, гравием, водой, разные емкости для пересыпания, перекладывания камешков, гравия, бросовый и природный материал, глина).

3.5. Для игр с бумагой, картоном, фольгой:

— «Раскройте нам свои тайны, бумага, картон, фольга», «Бумага мокрая и сухая», «Кто высушивает бумагу», «Послушная бумага». «Изучаем силу картона», «Что можно делать из картона», «Как картон становится мокрым (сухим)», «Фольга как снежок», «Лепим из фольги», «Кораблики из фольги плывут по воде», «Что умеет фольга».

3.6. Для игр со светом:

— «Театр теней», «У кого тень интересней». «Угадай, чья тень» «Куда «шагает» («бежит», «летит») тень» «Прятки и поиски» (фонарики)

3.7. Для игр с тканью:

— «Расскажи о себе, ткань», «Вот какая разная, интересная ткань». «Мои ощущения в общении с тканью», «Гладкая, ворсистая пушистая — вот какая ткань». «Дружит ли ткань с водой?». «Тонет, плавает мой кусочек ткани», «Какая ткань легче, мокрая или сухая». «Почему ткань стала грязной», «Кто и как поможет ткани стать чистой» (различные по фактуре лоскуты ткани, вода, песок, глина, емкости, мыло)

3.8 Для игр с теплотой:

— «Почему и когда бывает холодно, тепло», «Холодно -тепло -горячо», «Где теплее, где горячо, где холоднее», «Что бывает и холодным, и теплым». «Я холод, что я могу». «Я тепло, что я умею». «Кто быстрее найдет на участке самое теплое, самое холодное место», «Какие предметы нагреваются быстро, а какие медленно», «Как подружились вода и солнышко». «Отчего предметы нагреваются», «Как предметы становятся холодными», «Как узнать, что вода холодная (теплая, горячая)», «Как согреть руки». «Как сделать воду холодной» (изучение температуры на участке, емкости с холодной, теплой, горячей водой, предметы на солнце и в тени, в помещении и на морозе).

3.9. Для игр с почвой

— «Общаемся с почвой, знакомимся с почвой», «Определяем, какая она, почва», «Разный цвет почвы», «Поиск разной почвы в природе». «Когда почва бывает сухой, а когда — мокрой». «Кто высушивает почву», «Что нагревает почву», «Почему почва становится холодной», «Где почва теплее (холоднее) на участке или в помещении». «Изучаем, какую почву любят наши комнатные растения» «Как почва помогает расти цветам, деревьям, травам», «Как дружа г деревья, семена с почвой». «Обиды нашей почвы», «Поможем нашей почве», «Кто живет в почве», «Наблюдаем, как меняется цвет почвы», «Когда почва бывает мягкой, а когда твердой» (емкости с почвой двух пород, разной степени влажности, мягкости рыхлости, твердости, с посеянными семенами, рассадой, растениями; лейки, ведерки, совки, лопаточки).

3.10. Для игр со стеклами:

— «Мир меняет цвет», «Таинственные картинки» (цветные стекла, кусочки прозрачного цветного пластика).

— «Все увидим, все узнаем» (увеличительные стекла).

3.11. Для игр со звуками:

— «Погремушки» (коробочки и предметы из разных материалов);

— «Звонкие бутылочки» (молоточек и бутылочки, пустые, наполненные водой, песком);

«Шумные баночки» (молоточек, баночки с водой, песком, се менами, камешками, комочками глины, желудями, каштанами, ракушками);

— «Чья баночка самая громкая (тихая)» (баночки, наполненные разными материалами);

— «Угадай, где находится звук»;

— «Как звук поселился в баночке, мешочке, шкатулке»;

— «Что шуршит, что гремит» (бумага, фольга, песок, вода, камешки, глина, пуговицы);

— «Ищем звуки в природе»;

— «Кто поет, кто жужжит, что стрекочет, кто воет, кто стучит»;

— «Где прячется звук»;

— «Грустные и веселые звуки в природе»

3.12. Игры для определения веса:

— «Что легче», «Что тяжелее», «Много — тяжело, мало — легко», «Какой песок легкий, а какой-тяжелый», «Камешки легкие, камешки тяжелые», «Много — мало», «Больше — меньше», «Угадай-ка» (влажный и сухой песок, глина сухая, влажная и как «кашица»; природный материал; камешки разной величины, желуди, шишки, каштаны; ореховая и яичная скорлупа; веточки, сухие листья, трава, соломка, лен, опилки; разные емкости с водой; ведерки, совки, лопаточки).


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх