Принципы организации театрально-игровой деятельности с дошкольниками

Рассмотрим принципы – основные исходные положения, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе организации театрально-игровой деятельности в детском саду.

Принцип эвристичности. Принципиальным условием для появления и развития театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста является наличие образовательной среды, которая стимулирует развитие творческих способностей детей. При создании такой среды необходимо руководствоваться принципом эвристичности, так как центральным элементом творчества является озарение, что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы. В эвристичной среде заложена информация, которая сразу себя не обнаруживает, а побуждает ребенка к поиску. Eсли среда неисчерпаема, информативна, она даст возможность открытий (эврика – «Я нашел!»), удовлетворяет потребность ребенка в новизне, которая обнаруживается им по ходу действий.

Принцип единства процессов интеграции и дифференциации совместной деятельности. Фундаментом этого принципа является организация совместной деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Данный принцип предполагает также развитие игровой инициативы, самостоятельности детей, частичную передачу им полномочий и ответственности.

Принцип отсутствия принуждения. Предполагает, что при организации театрально-игровой деятельности и руководстве ею исключается всякое принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.

Принцип поддержания игровой атмосферы. Предполагает создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приемов.

Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Руководствуясь этим принципом, педагог способствует тому, чтобы смысл игровых действий постепенно был перенесен и жизненный опыт детей и наоборот, знания, полученные в быту, па занятиях, были перенесены в игровую деятельность детей, что содействует дальнейшему воспитанию, обучению и развитию детей в школьные годы.

Для реализации принципов организации театрально-игровой деятельности педагог использует множество приемов. Разумный, обоснованный отбор приемов организации и руководства помогает эффективно решать задачи театрально-игровой деятельности. Зачастую педагог использует комплекс приемов. Подбор приемов зависит от цели деятельности, от уровня знаний и умений детей, их возраста, от творчества педагога.

С целью организации театрально-игровом деятельности педагог использует как прямые приемы (объяснение, вопрос, образен, опенка, указание и т.д.), так и косвенные (подсказка, совет, реплика, напоминание и т.д.). Словесные приемы педагога сочетаются с наглядными.

Прежде всего, педагогу необходимо позаботиться о возникновении и поддержании интереса к игре. С этой целью используются игровые приемы: внезапное появление театральной куклы или педагога и костюме какого-либо героя с предложением поиграть; игровые действия с пальчиковыми куклами; пение песен, пересказ стихов, потешек; пересказ произведения с помощью куклы; игровые объявления по «громкоговорителю»; принятие педагогом игровой роли на себя; игровые упражнения, изготовление игровых билетов; беседы о посещении театра с показом действий актера и т.д. С целью поддержания игровой атмосферы педагог также использует различные приемы: внесение повои игрушки, декораций; доброжелательная реплика, напоминание, совет; обогащение репертуара; анализ игровых действий с детьми; строительство сцены, театра с помощью модуля и его элементов, из крупного строительного материала; изготовление пригласительных билетов на спектакль для малышей; рассматривание иллюстраций журналов, книг.

Распределение ролей также требует от педагога использования всевозможных приемов: назначение на роль по желанию детей; предложение роли ребенку педагогом исходя из того, какая роль ему особенно полезна (с согласия ребенка); выбор на роль по итогам игровых заданий (сделал декорацию; смастерил в сотворчестве с родителями куклу; старался выразительно рассказывать сказку, спеть песню; придумал диалог героев; сделал маску; мастерски управлял куклой и т.д.); выполнение роли по очереди и т.д.

Организовывая театрализованные игры, педагогу-практику необходимо иметь представление об основных особенностях, чертах, отличающих один игры от других, т.е. о стилях театрализованной игры. В театрализованных играх дошкольников можно выделить два стиля игры: актерский и режиссерский.

Актерский стиль. Если ребенок разыгрывает роль одного персонажа, преимущественно используя свои средства выразительности интонацию, мимику, пантомимику, то речь идет об актерском стиле игры. Ребенок использует различные атрибуты, которые символизируют типичные свойства персонажа, его признаки. Он берет куклу или надевает на себя костюм, элементы костюма, маску и входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Режиссерский стиль. Если ребенок не принимает па себя конкретной роли, обозначенной сценарием, а оперирует предметами и игрушками, действует за всех персонажей, проговаривая реплики всех действующих лиц, и оценивает происходящее с точки зрения каждого героя, то речь идет о режиссерском стиле игры. Изображаемый мир населяется образами, для которых придумываются различные сюжетные линии, создаются сцены, в которых ребенок ведет роль игрушечных персонажей, действуя за них, изображая их интонацией, движением кукол. В этой игре ребенок выступает в нескольких ипостасях, совмещая в своем лице одновременно несколько позиции — режиссера, драматурга, актера. Носителями ролей выступают игрушки и другие предметы; содержанием их является опосредованный социальный опыт.

Ребенок сам организовывает игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия. При этом он учится смотреть на события с разных позиции, мысленно ставя себя на место каждого персонажа. Хотя сюжет театрализованных игр заранее определен литературной основой, и в режиссерском стиле он чаще подвергается изменениям по замыслу самого ребенка. Сюжетные события в играх могут изменяться в результате ассоциативного восприятия ребенком окружающего мира: тот или иной атрибут, игрушка могут натолкнуть на изменение сюжета.

Дети ставят кукольные концерты, за артистов-кукол исполняют стихи, поют песенки, загадывают загадки в соответствии с игровым образом (медведица говорит густым, низким голосом, маленьким зайчонок поет песенку тоненьким голоском, комарики пищат). В старшем дошкольном возрасте помимо индивидуальной появляется и совместная форма режиссерских театрализованных игр. В совместных играх особенно интенсивно накапливается опыт согласования совместных действий.

Исходя из всего вышеизложенного, мы приходим к выводу, что знания основных особенностей театрализованных игр, следование принципам и использование методов и приемов организации театрально-игровой деятельности способствуют успешному развитию данной деятельности, которая в свою очередь стимулирует наиболее полное развитие творческих задатков и способностей ребенка; создает педагогически целесообразную среду воспитания; в совместной деятельности и общении организует такое взаимодействие воспитателей и воспитанников, которое способствует достижению намеченных педагогом целей в развитии личности ребенка.

Брызгалова А.Н.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх