Привлечение детей к труду

Привлечение детей к труду — это подготовка их к главной в жизни человека деятельности. От того, как мы сделаем это, зависит их счастье, благополучие и здоровье в будущем.

Став взрослыми, все люди трудятся, с утра до вечера, на работе и после работы, а иногда и в выходные, праздничные дни. Постоянная занятость трудом — естественное состояние психически нормального и физически здорового человека. Труд — сущность, содержание и смысл жизни человека, его потребность, несмотря на то, что данная деятельность связана с преодолением трудностей. Однако такое отношение к труду не наследуется от рождения и возникает не сразу. Требуется длительное время: детство, юность, годы зрелости.

В настоящее время в связи с экономическими преобразованиями, происходящими в нашем обществе, отношение к труду существенно изменилось. Молодежь предпочитает работать там, где можно больше заработать, а не там, где ей нравится. Многие меняют свою любимую, но малооплачиваемую работу на нелюбимую, но высокооплачиваемую. Частично исчезают бесплатные сферы труда. Появляются частные фирмы, акционерные общества, фермерские хозяйства, новые профессии (менеджер, предприниматель и др.) Повышается роль договорных отношений в труде. Теперь уже не стыдно заниматься распространением печати в электричке, торговать в киоске, работать грузчиком на рынке, убирать территорию около ресторана McDonald’s.

Недалеко то время, когда наше общество полностью перейдет к рыночным отношениям, в основе которых лежат больше деловые, чем нравственные ценности. К этому новому стилю жизни детей надо готовить, чтобы, став взрослыми, они смогли найти свое место в жизни, чтобы в этой трудовой деятельности, носящей обязательный характер, чувствовали себя счастливой личностью, уважительно относились к любой работе.

К сожалению, в трудовом воспитании детей сохраняются прежние традиции. Основное внимание уделяется формированию трудовых навыков и умений, а не воспитанию желания трудиться. Часто мы лишаем детей свободы выбора содержания, способов и условий решения трудового задания, требуем обязательного выполнения работы при отсутствии значимых для них мотивов, внушаем им, что профессию надо выбирать только по любви. Многие из нас уверены, что человека воспитывает только труд, направленный на пользу общества, что бесплатный общественно-полезный труд — критерий сознательного отношения к труду вообще. Главная задача трудового воспитания — формирование общественных мотивов, а личные в расчет не принимаются и рассматриваются как эгоистические, с которыми надо бороться.

Отказываться от взглядов, которые складывались годами, очень трудно. Поэтому остаются спорными вопросы, касающиеся приобщения детей к труду. Нужно ли заставлять ребенка убирать за собой игрушки, вещи, одежду? Можно ли привлекать детей к работе, которая им не нравится? Как сделать, чтобы все дети всегда хотели трудиться?

Можно ли вознаграждать ребенка за труд? Как относиться к труду, направленному на удовлетворение личных потребностей? Как сделать, чтобы труд был значимым для детей?

Для повышения эффективности воспитательного процесса есть разные способы педагогического воздействия: влияние на под сознание ребенка, вызывающее неосознанное стремление к труду (психологи называют его предрасположенностью или установкой), заключение трудового договора, который ставит ребенка в ситуацию обязательного выполнения данного обещания и активизирует у него чувство ответственности, предоставление детям свободы выбора, возможности пользоваться правами, направленными на удовлетворение личных потребностей  и многое другое; что способствует формированию трудовой активности, и желания трудиться по собственной инициативе.

Основополагающим принципом организации детского труда был принцип единства добровольности, свободной воли и необходимости, предполагающий предоставление детям прав, свободы в принятии решения трудиться, выборе содержания труда, учет их желания и жизненных потребностей. Одновременно мы руководствовались принципом индивидуализации педагогического процесса и учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, их трудового развития, интересов.

При определении содержания трудовой деятельности мы руководствовались принципом преемственности, проявляющимся в использовании и дальнейшем развитии сформированных у детей трудовых навыков и умений.

Автор надеется, что данные рекомендации помогут воспитателям не только в работе с детьми, но ив привлечении к труду родителей своих воспитанников, членов их семей, а также они окажутся полезными родителям при организации домашнего труда.

Лысенко В. Д.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх