Проблемы детей в неблагополучной семье

В неблагополучных семьях существуют проблемы (а порой их собирается целый букет), которые негативно влияют на воспитание и развитие ребенка. Среди них следующие:

Материальные проблемы. Они могут быть связаны с безработицей одного или обоих родителей, с их низкой заработной платой, неумением планировать и расходовать семейный бюджет, с пьянством и др. Ребенок уже с дошкольного возраста замечает разницу в материальном достатке своей семьи и своих обеспеченных сверстников, которые имеют красивые игрушки, вкусные лакомства, компьютерные игры и т. д. У него зарождается зависть, желание быть богатым, все иметь. Отсюда — и детское воровство, и агрессия, и пр.

Недостаток времени, в том числе для совместных дел, общения с ребенком. Мать постоянно занята работой, домашними делами, собой; отец — зарабатыванием денег, своими проблемами. Времени для ребенка у таких родителей практически нет; он чувствует раздражение, усталость и замыкается, отдаляется. Особенно это ощутимо, если мать одна воспитывает сына. Это расстояние постоянно увеличивается, и когда ребенок подрастает, он старается избегать мать, компаний друзей, уходит из дома, грубит и пр.

Неполная семья. Это состояние очень неблагоприятно для ребенка: отсюда  эгоизм из-за того, что мать и другие родственники, чтобы компенсировать отсутствие второго родителя, балуют, заласкивают, потакают его прихотям.

Непослушание детей из-за непонимания родителями их причин. Многие родители решают эти проблемы с помощью жестоких наказаний, окриков, унижений, оскорблений детей.

Безотцовщина, бедность, агрессивность, которые, как правило, сочетаются. Все это очень уродует детские души. Став взрослыми, многие избиваемые дети сами становятся садистами — эстафета зла и жестокости становится бесконечной.

Вещизм. Если в доме постоянно ведется разговор о вещах, их приобретении, то и ребенок старается проникнуться интересами близких. Как уберечь детей от ненормальной привязанности к вещам? Ведь многие не жизнь любят, не деятельность, не творчество, а вещи. Они рабы вещей. Вещизм в семье — признак ее неблагополучия, он ведет к пресыщенности. А последствия этого могут быть самые разнообразные, вплоть до патологических. Есть одно средство от пресыщенности, от лени, от печали, раздражения. Это любой труд, труд на пользу людям.

«Измененная» семья (семья в повторном браке). Проблемой в такой семье являются отношения отчима или мачехи к неродным детям. Особенно ситуация осложняется, если родился общий ребенок. Какие чувства обуревают старшего ребенка? Ревность, злость, ненависть, чувство заброшенности, одиночества.

Бывают ситуации, когда создание новой семьи ставит женщину перед выбором: ребенок или муж. И, к сожалению, женщина иногда делает выбор не в пользу ребенка, тогда ребенок чаще всего живет с бабушкой и дедушкой.

Психика ребенка очень хрупка, различные стрессовые ситуации, которые ребенок пережил когда-то, влияют на его психическое развитие. Лишь мимолетно или навсегда.

Ребенок может столкнуться со следующими ситуациями, связанными со стрессовой обстановкой в семье, которая может повлиять на его психологическое благополучие:

  • смертью матери, отца;
  • смертью бабушки, дедушки;
  • смертью других близких на глазах ребенка;
  • тяжелой болезнью или травмой у матери, отца;
  • частыми разлуками с родителями;
  • разводом родителей (для ребенка это невыносимая трагедия);
  • появлением в семье мачехи (отчима);
  • постоянными ссорами между родителями;
  • постоянными ссорами между родителями и ребенком;
  • появлением в доме детей отчима или мачехи;
  • рождением в семье совместного ребенка родного и неродного родителя;
  • пьянством родителей, наркоманией;
  • избиением матери отцом;
  • наказанием ремнем.

Реакция детей на психическое и физическое неблагополучие в семье:

  • замкнутость, уход в себя;
  • агрессия, жестокость, озлобленность;
  • непослушание, грубость;
  • плаксивость, забитость;
  • заикание;
  • неврастенические реакции: страхи, тики;
  • уход из дома;
  • суицид.

Следует отметить следующее: чтобы ребёнок чувствовал себя благополучно, многие родители должны изменить себя. Педагоги могут помочь им:

  • осознать, обозначить для себя проблемы, существующие в их семье;
  • сделать практические шаги к устранению этих проблем;
  • в случае необходимости обратиться за помощью к специалистам: социальному педагогу, воспитателю, психологу, психиатру и другим специалистам.

Фиксировать работу с неблагополучными семьями можно в виде картотеки, где отмечаются сведения о данной семье и ребенке или в «Карте неблагополучной семьи».

Работу с неблагополучной семьёй необходимо осуществлять на трёх уровнях: профилактическом, диагностическом и реабилитационном (коррекционном).

А. Гуз


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх