Происхождение агрессии у детей

Эта тема волнует не только психологов, педагогов, но и родителей, всех тех, кто воспитывает детей. От того, как мы, взрослые, будем относиться к различным проявлениям настроения ребёнка, как будем сами формировать такое настроение, так будет формироваться характер и маленького человека.

Что такое «агрессивность»? Нормально ли её проявление в детском возрасте?

Психоанализ поставил агрессивность в центр структуры личности, так как инстинкт агрессии — основная побуждающая сила поведения людей. Подавление ее обществом негативно отражается на самой личности: не нашедшая выхода наружу агрессивность как бы переходит в стремление к саморазрушению. Человек не добр или зол, он — поле битвы двух равно мощных сил: жизни и смерти, добродетели и порока, миролюбия и агрессии.

ребята дерутся фото

Английский философ и психолог К.Лоренц создал «психогидравлическую модель», которая свидетельствует о том, что человек никогда не может справиться  со своей агрессивностью, потому что это — инстинкт. Накапливающаяся «агрессивная» энергия должна быть отреагирована, направлена по нужному руслу: состязания, спортивные соревнования, физические упражнения, конкуренция.

Таким образом, агрессивность — это неотъемлемое качество сознания, организующее его деятельность; это сила, с помощью которой человек выражает свою любовь или ненависть к окружающему миру и самому себе, пытается удовлетворить свои инстинкты. В более широком понимании агрессивность — это напряжение противостоящих начал: жизни и смерти, любви и ненависти, миролюбия и агрессии, «Я» и общества.

А.Адлеру принадлежит мысль о том, что стремление к превосходству, борьба за первенство — это универсальное свойство живой материи. В сознании заложена информация триумфа. Агрессивное («агонизирующее») сознание порождает разные формы агрессивного поведения: от открытого до символического. Пример символической агрессии — хвастовство, цель которого — в символической реализации собственного могущества и превосходства.

Это связано с тем, что агрессивный инстинкт включает в себя женский нарциссический комплекс, требующий признания и поклонения. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает и другие символические формы: ритуалы, обряды, разные виды социальной активности.

Естественной сознательной или бессознательной реакцией человека является ответная агрессия (контрпринуждение), вытекающая из стремления к самостоятельности и уникальности. Индивидуальная психология А.Адлера выдвинула термин «категорическая ненасильственность», которая понимается как противоположность насилия или злоупотребления властью.

Один из ярких приверженцев индивидуальной психологии Р.Дрейкурс описал четыре цели отклоняющегося поведения:

  • добиться внимания к себе;
  • добиться власти (ребёнок не хочет подчиняться взрослым и хочет одержать верх над ними любым способом);
  • отомстить за то, что нелюбим и обижен;
  • отгородиться ото всех (демонстративный показ своей «непригодности» и демонстративный вызов: «Оставьте меня в покое!»).

Если ребёнок не смог привлечь внимания и добиться власти, он разочарован, чувствует себя обиженным. Теперь его агрессивное поведение может преследовать цель — отомстить. Собственное превосходство, к которому он стремится, чтобы отомстить другим, может оказаться единственной целью, достигнув которой, он обретёт, по своему мнению, необходимый статус.

Эту цель избирают те, кто успел глубоко разочароваться в жизни. Они, вероятно, хотят, чтобы другие ответили за это и почувствовали ту же боль и обиду. Ребёнок уже не верит, что может быть принят другими, и поэтому пользуется крайними мерами для утверждения собственной значимости.

Агрессивность, как и невроз, — следствие стремления личности к особому положению, основанному на чувстве неполноценности.

О. Чече


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх