Психологическое сопровождение дошкольного образования

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что современная система образования несовершенна, что она нуждается во внутренней перестройке, для того, чтобы реализовать так часто декларируемые принципы индивидуализации обучения и воспитания дошкольников.

Важнейшими факторами, негативно влияющим на систему образования в целом и на каждого ее участника в отдельности, являются резкие изменения в обществе, произошедшие за последнее десятилетие, которые привели к трансформации социальной ситуации, росту эмоциональной напряженности и повышению риска социальной и психологической дезадаптации населения, что в итоге негативно отразилось на положении детей. Неблагоприятные социальные условия привели к появлению большого количества детей с проблемами в развитии, с отклонениями в психофизическом здоровье, с нарушениями поведения, к явлению массовой дезадаптации с различными формами проявления, получившие название «детей группы риска».

По данным А.И.Захарова и Д.З.Драпкина в социальном окружении детей наблюдается резкое ограничение пространства детской жизнедеятельности, происходит фактическое лишение ребенка права на игру, а информационное пространство для детей часто сводится лишь к теле- и компьютерному экрану. Последнее негативно влияет на всю систему отношений ребенка с окружающим социальным миром, трансформируя его ценностные ориентации и базовые потребности, такие как потребность в игре и общении со сверстниками. Актуальной в этих условиях является разработка психологического сопровождения дошкольного образования через систему работы психолого-педагогической службы.

Но, к сожалению, современная система психолого-педагогической службы часто сама провоцирует кризис взаимоотношений в системе «ребенок-педагог-родитель», который не разрешается при использовании существующих средств, а лишь временно сглаживается. Ю.Н.Карандашев характеризует психологическую службу образования «как неотрефлексированную, спонтанную, неорганизованную», делая вывод о «чрезвычайно важной разработке нормативно-правовых актов, которые являются регуляторами непосредственных контактов и связей между соответствующими подструктурами и внутри их. Именно эти акты устанавливают отношения субординации, предписывают формы существования связей, регламентируют статус лиц, учреждений, организаций и т.д. Они же препятствуют возникновению связей, нарушающих деятельность психологической инфраструктуры системы образования».

О.А.Матвеева выделяет ряд проблем, которые затрудняют полноценное функционирование психологической службы:

  • Недостаточный уровень квалификации практикующих психологов,
  • Низкий уровень организации их работы (нет четкого выделения приоритетных направлений в работе психолога, нет выстроенного плана реализации намеченной программы работы, психологи в своей работе часто используют не апробированный диагностический материл, наблюдается центрация на диагностической функции в работе вместо профилактической и коррекционно-развивающей т.д.);
  • Нет нормативных указаний на возможность влияния психолога непосредственно на ситуацию в процессе обучения и воспитания, на полномочия психолога разрабатывать методики и рекомендации, выполнение которых будет обязательно для педагогов;
  • Недостаточное материально-техническое и учебно-методическое обеспечение работы психолога в дошкольном учреждении.

Все эти недостатки не позволяют активно работать психологической службе в учреждениях, обеспечивающих дошкольное образование. В этих условиях решение проблемы разработки эффективной модели психологической службы дошкольного образования должно быть связано с разработкой единой интегративной концепции, позволяющей не только активизировать процесс обучения и воспитания детей и сопровождение их развития, но и позволяющие вскрыть искажения этого процесса, и разработать превентивные способы их коррекции.

Исходя из сказанного необходимы детализация конкретных видов работы психолога в детском образовании и разработка учебно-методического содержания по его главному направлению личностному развитию ребенка в интеллектуальной, эмоциональной и волевой целостности ребенка.

Смысл и содержание работы дошкольных учреждений в настоящее время изменился и, вместо игр и сказок, теперь детей особенно старших групп детского сада целенаправленно готовят к школе. В дошкольном образовании широкое распространение получила регламентированная и формализованная системы обучения детей, по многим признакам схожей с обучением школьного типа. Анализируя систему негосударственных развивающих центров, работающих в основном по запросам родителей, можно заключить, что в них игнорирование возрастных особенностей детей происходит еще в большей степени, так как анонсируется двух и трехступенчатая подготовка к школе, начиная с двух или трех лет.

Cуществует и обратная позиция — отрицание систематического, специально организованного обучения, стремление подменить его свободной импровизационной деятельностью с детьми. Такая позиция таит в себе опасность упустить сензитивные периоды развития обучаемости ребенка в период интенсивного «присвоения» детьми социального опыта, развитие основ всех видов способностей как интеллектуальных, так и специальных (изобразительных, музыкальных, лингвистических, математических).

Психологическая служба дошкольного образования призвана выработать оптимальное соотношение в выборе средств и методов психолого-педагогического сопровождения развития каждого ребенка.

Содержание психолого-педагогического сопровождения должно включать создание эффективного взаимодействия триады: ребенок – педагог – родитель, которое будет обеспечивать успешность деятельности всех субъектов педагогического взаимодействия.

Успешность деятельности ребенка обеспечивается ориентацией содержания на его возрастные, нейропсихологические, эмоционально-личностные особенности и творческие возможности, творческую индивидуальность, систему ценностей; сохранение активной позиции; предоставление прав свободы выбора игры, ее персонажа, партнера для решения игровой проблемной эмоционально-образной ситуации, на выбор варианта самостоятельного оформления продукта творчества, на его самооценку и оценку сверстниками, возможность их сравнения с образцами культуры и искусства. Успешность деятельности взрослого определяется условиями возможности целостного представления системы психолого-педагогических средств, методики их организации, проведения и конструирования учебно-воспитательного процесса.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх