Психология детской агрессивности

Происхождение и типы агрессивности у детей

В современном психоанализн существует мнение о том, что страх является одной из частых причин агрессивности. К.Бютнер, например, считает, что за страхами и агрессивностью детей стоит, как правило, конфликт в межличностных отношениях, связанный с отсутствием понимания подлинных причин детских поступков. Агрессивность служит защитной реакцией ребёнка на тревожность и страх.

В рамках концепции «фрустрация — агрессивность» асоциальное поведение рассматривается как ситуативное влечение, как реакция на препятствия на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствий и эмоционального равновесия.

Идея о том, что фрустрация может служить механизмом развития личности, легла в основу многих методик, в частности, известной и популярной методики С.Розенцвейга. На основании статистической обработки большого количества ответов, автор разделил испытуемых на две группы: первая — те, кто берет вину на себя («интрапунтивный тип»), вторая группа — те, кто переносит вину на других («экстрапунтивный тип»). Иными словами, фрустрация действует по-разному: одни направляют агрессию непосредственно на других (асоциальное поведение, садизм и т.д.), а другие — на себя (мазохизм, депрессия, самобичевание и т.д.).

С.Розенцвейг выделил три типа причин, вызывающих фрустрацию: лишения, потери и конфликты. Лишения — это отсутствие средств для достижения цели, например, голод при невозможности достать пищу (внешнее лишение) и потеря надежды обрести статус в обществе из-за кажущейся непривлекательности (внутреннее лишение). Потери — это утрата объектов, которые удовлетворяли потребности. Конфликт — это одновременное существование двух несовместимых побуждений, требований, мотивов, чувств или отношений.

Современные исследователи рассматривают агрессию как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации, т.е. фрустрация не обязательно реализуется в агрессии, но стимулирует её. В человеческом арсенале есть и гнев — как эмоциональная реакция на препятствие. Гнев, как и агрессия, не всегда является единственной реакцией и может подавляться.

Агрессия может быть и результатом подражания успешным действиям другого. О том, что она представляет собой результат усвоения поведения в процессе социализации, гласит концепция социального научения.

Согласно ей, поведение значимых людей, и в первую очередь родителей, может выступать как модель агрессивного поведения. Поэтому считается, что у агрессивных родителей — такие же дети. Чем чаще человек использует подобные действия, тем совершенней они становятся и входят в привычный образ действий. Большое значение имеет успешность агрессивных действий: достижение успеха значительно усиливает мотивацию, а повторение неуспеха — силу торможения агрессии.

Свой взгляд на проблему агрессивности сформировала гуманистическая психология, главным принципом которой является то, что личность — это уникальная целостная система, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Основной источник человеческих поступков — стремление к самоактуализации, самовыражению. Агрессия у животных — лишь вынужденное средство приспособления. Человек по своей сути добр, но это добро должно реализовываться, актуализироваться.

Причина агрессии — «неизжитая жизнь» (Э.Фромм), «нереализованный потенциал» (А.Маслоу). Чтобы быть в полном смысле человеком, нужно жить полноценной жизнью.

У человека существует потребность вызывать позитивное отношение к себе. Тот, кто в течение жизни систематически подвергался отрицательным оценкам окружающих, должен вытеснять в сферу бессознательного большое количество негативной информации. В результате многие новые переживания, не совпадающие со структурой его «Я-концепции», воспринимаются отрицательно, часто даже как угроза; индивид переживает стрессовое состояние и на «угрожающую» информацию отвечает агрессией. Таким образом, агрессивность связывается с уровнем развития самоактуализации, которая, в свою очередь, связана с адекватностью самооценки.

Гибкость в оценке самого себя — одно из условий психической цельности личности и её психического здоровья. Агрессивность возникает в результате неадекватной самооценки, неуверенности в себе и, следовательно, часто переживаемой тревоги. С помощью агрессивности ребёнок старается вернуть потерянную самооценку, снижаемую атаками окружающих.

Человек рождается хорошим и добрым, поэтому возникновение и развитие агрессивности — это результат неблагоприятного отношения окружающих к ребёнку.

Из всего сказанного выше ясно, что каждый психолог выделил причины возникновения агрессивности, которые друг друга не исключают, а дополняют. На основании этого можно выделить следующие типы агрессивности:

  • Агрессивность как сила, с которой человек выражает любовь или ненависть и удовлетворяет свои инстинкты.
  • Как естественная ответная реакция человека на принуждение, вытекающая из стремления ощущать себя субъектом, а не объектом.
  • Как следствие неполноценности личности.
  • Как средство привлечения внимания; достижения власти, превосходства.
  • Как месть за свою отверженность.
  • Агрессивность, влекомая конфликтом в сфере межличностных отношений.
  • Как ответ на страхи, тревожность.
  • Агрессивность как реакция на фрустрацию.
  • Как средство получения вознаграждения.
  • Как результат усвоенного поведения в процессе социализации.

Агрессивность как следствие несостоявшейся самоактуализации и неадекватности самооценки.

На проявление и развитие агрессивности в детском возрасте влияют многие факторы:

  • образец отношений и стиль поведения родителей;
  • поощрение или отрицание агрессивного поведения окружающими;
  • присутствие других людей и их оценка;
  • намеренность, восприятие агрессии, желание возмездия.

Для социализации агрессивности важно соотношение родительской строгости и снисходительности по отношению к её проявлениям. Наиболее агрессивные дети — у агрессивных родителей и у тех, кто имеет склонность к снисходительности до совершения поступка и строгим наказаниям после. Склонный к физическим наказаниям родитель подаёт ребёнку пример агрессивного поведения. А суровые наказания в неопределённый ситуации вызывают у ребёнка враждебность и дальнейшую агрессивность, так как он не понимает, за что его наказали. Строгость, если она последовательна и чувствительна, может привести к подавлению агрессивности только в присутствии родителей.

Наименее агрессивные дети у тех родителей, которые в меру снисходительны, и в меру строги. Такое отношение заключается в осуждении агрессии и объяснении этого ребёнку.

Формирование агрессивных тенденций идёт несколькими путями:

  • родители показывают пример агрессивного поведения либо поощряют его в детях;
  • родители слишком резко подавляют агрессию, что ведёт к активным проявлениям её в более зрелом возрасте;
  • отсутствие наказания за агрессивные действия тоже ведёт к чрезмерной агрессии;
  • разумное подавление агрессивности ведёт к формированию умения владеть собой в провоцирующих ситуациях.

На возникновение агрессивных реакций, активность их проявления влияют ситуативные факторы. Например, присутствие других лиц может тормозить или усиливать агрессию в зависимости от оценки лица как склонного к агрессии, так и её противника. Присутствие человека, противника агрессии, снижает уровень агрессивных тенденций, а присутствие сторонника — ведёт к увеличению числа таких действий, а после его ухода — к снижению.

Для начала агрессии иногда бывает достаточно одного знания, что другой имеет намерение причинить ущерб. На планируемое насилие как эмоциональная реакция возникает гнев, который становится стимулятором агрессивного поведения. Если противник извиняется, то гнев может не возникнуть и ответной реакции не будет. Гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии может быстро пройти, если ребёнок поймёт, что вред был нанесён непреднамеренно.

О. Чече


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх